Поиск по творчеству и критике
Cлово "1910"
Входимость: 11. Размер: 97кб.
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Входимость: 9. Размер: 34кб.
Входимость: 8. Размер: 6кб.
Входимость: 7. Размер: 43кб.
Входимость: 7. Размер: 31кб.
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Входимость: 6. Размер: 115кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 5. Размер: 3кб.
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Входимость: 4. Размер: 40кб.
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Входимость: 4. Размер: 74кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 117кб.
Входимость: 4. Размер: 106кб.
Входимость: 4. Размер: 3кб.
Входимость: 4. Размер: 4кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 3. Размер: 46кб.
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Входимость: 3. Размер: 62кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 2кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 107кб.
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 162кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 11. Размер: 97кб.
Часть текста: завета, предписанного волями земли, о "бытийственном лике" народа, о едином общеславянском слове, о числах бытия и "великом изначальном числе бытия-прообраза", о народе и его божестве. Литературные интересы Хлебникова того времени известны. В январе 1908 г. студент Виктор Хлебников делает запись, где перечисляет прочитанные им драматические произведения А. Грибоедова, М. Горького, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Ремизова и А. Блока: "Горе от ума", "На дне", "Земля", "Тантал", "Бесовское действо", "Балаганчик"2. По свидетельству казанской знакомой поэта В. И. Дамнеровой, Хлебников в университетские годы "ходил с номерами журнала "Весы"; очень любил Сологуба и любил декламировать его стихи"3. Но в Казани он внимательно читал также сочинения другого мэтра петербургского символизма -- Вяч. Иванова, в том числе напечатанную в пятом номере журнала "Золотое руно" за 1907 г. статью "О веселом ремесле и умном веселии". Последняя, девятая главка этой статьи, центральная для того "реалистического" или "онтологического" направления русского символизма, вождем которого был Вяч. Иванов, называлась "Мечты о народе-художнике". Здесь Вяч. Иванов в афористической форме писал о будущем искусства и его предназначении, о символе и мифе народа, о народном и всеславянском языке, богопознании как конечной цели поэзии: "Искусство идет навстречу народной душе. Из символа рождается миф. Символ -- древнее достояние народа. Старый миф...
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Часть текста: но я не хотел бы, чтобы она влияла на поэтов. Она учит поглощать мир, а не расточать свою душу. Моя критика: научись быть щедрым, чтобы петь, как поет птица. 2 И _прости_ _мою_ _неправду. С любовью Вячеслав. P. S. Кажется, С. Городецкий у тебя: передай ему прилагаемое письмо. Елене Оттобальдовне 3 шлю мое почтение и сердечный привет. ВИ 10 апреля 1910 Милый Сергей, я послал тебе открытку, прося о 2-м томе стихов, чтобы написать о всем собрании статью для "Аполлона", 4 -- и получил в ответ следующее письмо, которое, по зрелом размышлении, сообщаю тебе в копии, надеясь, что если ты не вовсе ослеп, то оно откроет тебе глаза на сгустившиеся окрест химеры. Копия: Милостивый Государь Вячеслав Иванович. Ваша открытка не застала Сергея -- он уехал на юг. Улетел. Благородному орлу наскучил шип скользких змей и змеенышей, что поднимается к нему в высь из болотных низин. Неуязвимому, но печальному душой за человеконенавистничество, ханжество и мелкую злобу своих "друзей" -- не нужны ни похвалы, ни порицания. А. Белоконь-Городецкая. 5 Протестовать, протестовать всенародно и возмущаться...
Входимость: 9. Размер: 34кб.
Часть текста: принято причислять к поколению «младших символистов». Но для Блока, А. Белсто, а также их ближайших друзей и сверстников В. Иванов сразу же стал «учителем», «метром», человеком, который не столько задавал вопросы, сколько отвечал на них. В сложное, переходное время 1905—10 гг. В. Иванову суждено было стать, по словам Блока, защитником прав современного поэта быть символистом (1905, V, 9). Восторженно встретил В. Иванова А. Белый, назвавший его появление среди русских модернистов «пришествием» и вспоминавший позднее: «Мудрейшие прогнозы в грядущую эру Иванова некогда нам казались зажегшимся солнцем» 1 . Это «настоящий художник», — писал об Иванове Брюсов, — и вместе с тем «истинно современный человек, причастный всем нашим исканиям, недоумениям, тревогам. Его стихи говорят о том, что нам важно, о чем нам интересно слышать» 2 . Блок познакомился с В. Ивановым зимой 1905 года в Петербурге, в те дни, — вспомнит Блок в 1912 году, — когда судьбы людей «диктовала восстанья страшная душа» (III, 141). Способствовал ...
Входимость: 8. Размер: 6кб.
Часть текста: от 18 февраля 1910 г. (№ 48, с. 5) помещено следующее объявление: «Артистка Императорских театров М. В. Ильинская устраивает в начале поста спектакль, посвященный памяти В. Ф. Комиссаржевской. Перед спектаклем предполагается литературное отделение, с участием Е.. В. Аничкова, А. А. Блока, С. М. Городецкого, Вяч. И. Иванова и Г. И. Чулкова. Чистый сбор со спектакля поступит на учреждение премии имени В. Ф. Комиссаржевской за лучшие драматические произведения. Условия конкурса, состав жюри и размер премии будут объявлены особо». Повторное объявление появилось, однако, не 19, а 25 февраля: «7 марта в зале городской думы театральной секцией народного университета устраивается траурный вечер в память В. Ф. Комиссаржевской. Вечер откроется реквиемом Моцарта, после чего произнесут речи А. И. Гучков, Г. И. Чулков, Н. Н. Евреинов, А. А. Блок, А. Л. Волынский, бар. Ушерн, Н. А. Котляревский и Н. Е. Эфрос. Чистый сбор поступает на стипендии имени покойной и памятник» («Речь», 25 февраля 1910, № 55, с. 5). Вечер памяти Комиссаржевской состоялся 7 марта: «Напоминаем об интересном вечере в память В. Ф. Комиссаржевской, устраиваемом сегодня, в зале городской думы, театральной секцией общества народных университетов <...> После реквиема Моцарта в исполнении оркестра с хором скажут слово о почившей артистке А. А. Блок, А. Л. Волынский, А. И. Гучков, Н. Н. Евреинов,Е. П. Карпов, Н. Е. Эфрос и др. Закончится вечер «Marche funebre» Бетховена» («Речь», 7 марта, 1910, № 64, с. 6). Следует отметить неточность в комментарии к V тому собрания...
Входимость: 7. Размер: 43кб.
Часть текста: Я башню безумную зижду Высоко над мороком жизни… Вяч. Иванов. «Зодчий» Поэту и мыслителю Вячеславу Ивановичу Иванову (1866 – 1949) суждено было стать олицетворением творческого универсализма эпохи серебряного века. Его увлечения еще в молодые годы обрели статус живой легенды. «Филолог» (Вл. Соловьев), «Вячеслав Великолепный» (Л. Шестов), «виртуоз в овладении душами» (Н. Бердяев), «шеллингианец» (о. П. Флоренский), «царь самодержавный» (А. Блок), «поэт-иерофант, ведающий тайны» (М. Волошин), «Сирин ученого варварства» (А. Белый), «русский… профессор с красным паспортом» (М. Горький) — все эти характеристики говорят о том, что в восприятии знавших поэта людей Иванов был выразителем некоей сущности своей эпохи. Вместе с тем, если попытаться разъять мифологическое единство исторического образа Иванова, то в отдельно взятых проявлениях своего таланта он, пожалуй, начнет проигрывать некоторым из современников. Как лирик, Иванов вряд ли выдерживает сравнение с А. Блоком, как стилист — бледен рядом с В. В. Розановым, а по-философски эклектичен, не обладая ни одержимостью идеей, что свойственно, например, для Н. Бердяева, ни богословской одаренностью о. П. Флоренского. В этом — и сила и слабость Иванова. Он трудноуловим в «частностях», поскольку весь в «переходах», — и везде и нигде, — как бы саламандра в огне. Однако эта особая невнятность во многом и сделала Иванова средоточием волений русского символизма и его...
Входимость: 7. Размер: 31кб.
Часть текста: факультет университета, где тотчас получил премию за древние языки» (Иванов-Франку, 1947). «На первом курсе получил премию за латинское со чинение и письменную работу по греческому языку» (Curriculum). 4 июня 1886 — женитьба на Дарье Михайловне Дмитревской (1864—1933) и отъезд за границу, где пробыл ок. 19 лет. Девять семестров занимается римской историей в Берлинском университете у Т. Моммзена и О. Гиршфельда. «Как только я очутился за рубежом, забродили во мне искания мистические, и пробудилась потребность сознать Россию в ее идее. Я принялся изучать Вл. Соловьева и Хомякова. По отношению же к германству сразу и навсегда определились мои притяжения и отталкивания, грани любви и ненависти». («Автобиографическое письмо», 1917). 1891 — знакомство с Гревсом: «он властно указал мне ехать в Рим, к которому я считал себя не довольно подготовленным; я по сей день благодарен ему за то, что он победил мое упорное сопротивление, проистекавшее от избытка благоговейных чувств к Вечному городу, со всем тем, что должно было там открыться ("Автобиографическое письмо", 1917). Февраль—март 1892 — путешествие по маршруту: Лион, Оранж, Ним и Pont du Gard, Арль, Марсель, Генуя, Рим. Впечатления от увиденного в Pont du Gard отразились в наброске «Волшебная страна Italia»: «Там, где двумя рядами холмов означалась в стороне речная долина, голубели, перекинутые с одного ее края на другой, около десятка больших, величавых арок. Всматриваясь, глаз открывал длинный ряд сквозных малых дуг, протянувшийся на помосте, образованном нижними сводами. Этот нежданный след и несомненная печать Рима, неизгладимо отметившего здесь свое властное и творческое присутствие, вызывает волнение, подобное...
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Часть текста: умер, когда Вячеславу Иванову было 5 лет. Определяющее влияние на сына оказала мать, глубоко религиозная женщина. В 1884 Иванов окончил с золотой медалью Первую московскую гимназию. В 1884 поступает на историко-филологический факультет Московского университета, в 1886 как многообещающий студент послан за границу, где провел около 10 лет, бывая в России наездами. С благодарностью вспоминал своих берлинских учителей, известных историков Т. Моммзена ( см. МОММЗЕН Теодор) и О. Гиршвельда; по окончании курса (1891) готовил докторскую диссертацию (на латыни) о системе государственных откупов в Древнем Риме (1895, опубликована в 1910), но защищать ее не стал; с этого времени посвящает себя филологии и поэзии. Иванов живет в Париже, Италии, Женеве, совершает путешествие по Европе, работает в Афинах. За границей осваивает мировую культуру (овладевает и всеми европейскими языками, изучал санскрит), немецкую философию, открывает для себя Гете, немецких мистиков, Новалиса ( см. НОВАЛИС), А. Шопенгауэра ( см. ШОПЕНГАУЭР Артур), а также Вл. С. Соловьева ( см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич) и А. С. Хомякова ( см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович). Постигая Ницше. Дионисийство Но главным многолетним средоточием его интересов с начала 1890-х годов стало учение Ницше ( см. НИЦШЕ Фридрих), расширившее представление Иванова о границах человеческого «Я». Приветствуя высвобождающий пафос личности у Ницше, «снявшего иго уныния и отчаяния, тяготевшие над сердцами» («Ницше и Дионис» — «Весы», 1904, № 5, с. 18), Иванов не принял...
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Часть текста: Зиновьева-Аннибал Л. Д. - Иванову В. И., 1/12 сентября 1894 г. Иванов В. И. - Зиновьевой-Аннибал Л. Д., 2/14 сентября 1894 г. Зиновьева-Аннибал Л. Д. - Иванову В. И., 5/17 сентября 1894 г. Иванов В. И. - Зиновьевой-Аннибал Л. Д., 7/19 сентября 1894 г. Зиновьева-Аннибал Л. Д. - Иванову В. И., 7/19 сентября 1894 г. Иванов В. И. - Зиновьевой-Аннибал Л. Д., 8/20 сентября 1894 г. Зиновьева-Аннибал Л. Д. - Иванову В. И., 9/21 сентября 1894 г. Зиновьева-Аннибал Л. Д. - Иванову В. И., 14/26 сентября 1894 г. Иванов В. И. - Зиновьевой-Аннибал Л. Д., 15/27 сентября 1894 г. Послесловие к переписке Иванова В. И. с Зиновьевой-Аннибал Л. Д Письма Блока А. А. к Иванову В. И. Белькинд E. Л.: Блок и Вячеслав Иванов Блок А. А. - Иванову В. И.,29 апр. 1907 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 5 сентября 1907 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 31 октября 1908 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 7 марта 1909 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 14 марта 1909 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 8 июня 1909 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 25 ноября 1909 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 13 февраля 1910 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 17 февраля 1910 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 31 марта 1910 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 22 апреля 1910 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 9 мая 1910 г. Блок А. А. - Иванову В. И.,23 января 1911 г. Блок А. А. - Иванову В. И., начало февраля 1911 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 11 марта 1911 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 5 декабря 1911 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 2 января 1912 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 16 января 1912 г. Блок А. А. - Иванову В. И., 5 апреля 1916 г. Из переписки В. И. Иванова с А. Д. Скалдиным Вступительная статья М. Вахтеля (Из переписки В. И. Иванова с А. Д. Скалдиным) Иванов В. И. - Скалдину А. Д., 10 октября 1912 г. Иванов В. И. - Скалдину А. Д., 23 октября 1912 г. Иванов В. И. - Скалдину А. Д., 5 ноября 1912 г. Разные письма Иванов В. И. - Д. С. Мережковскому, после 17 февраля 1906 г. Иванов В. И. - ...
Входимость: 6. Размер: 115кб.
Часть текста: Остановимся на этом последнем понятии, равно важном для историка и философа религии. Без противления Божеству нет мистической жизни в человеке, — нет внутренней драмы, нет действия и события, которые отличают религиозное творчество и религиозность динамическую (имя ей — мистика) от неподвижной преданности замкнутому в себе вероучению с его скрижалями нравственных заповедей и обрядовых установлений. Корни богоборства скрыты в тех экстатических состояниях, откуда проистекли первые религии. Божество овладевает сопротивляющейся душой, как у Вергилия Феб «одержит» упорствующую Сивиллу и толчками принуждает ее пророчествовать. Содержание древнейших оргий составляет священное убиение бога исступленными причастниками жертвы. Богоборствующее безумие, как всякий религиозный экстаз, может быть правым (ỏρθῶς μανῆναι) и неправым. Оно несет в себе награду непосредственного общения с божеством — и опасность божественной мести. Иов оправдан; и Иаков, боровшийся с Незримым, улучил благословение, хотя и остался хром. Прометей побеждает. Но сколько других богоборцев сокрушено! Титаны, Гиганты, «богоравные» гордецы, дерзнувшие мериться с богами, как Тантал и Танталида — Ниоба, безумцы и слепцы, не узнавшие божеского лика, как Пентей; у евреев — Каин и его потомство, строители вавилонского столпа, Люцифер. В Библии самая повесть о грехопадении людей приобретает черты богоборческие: «вы будете как боги (или: Бог — Элогим)». Это различение между угодным и неугодным божеству противоборством человека принадлежит, несомненно, эпохе позднейшей, когда не только первобытная оргийность уже успела кристаллизоваться в определенные религиозные...
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Часть текста: циклы стихов (23 мая, в середине июля 1 ноября, 7 декабря и 28 декабря); все они были написаны в 1904 г., и все они тогда предназначались для Альманаха «Северные Цветы». 27 сентября (14 ст. ст.) 1904 г. скончался отец Лидии Димитриевны, и Ивановыми было принято решение окончательно переехать в Россию; но отъезд все откладывался. Второго января 1905 г. В. И. шлет Брюсову из виллы «Ява» новогодний привет: «... Так и не пришлось встретить с вами новый год. Но так как мыслью я был с тобой и с твоей семьей, то представляю тебе отчет о январской встрече года. В наше уединение допущен был любимый нами Вл. Эрн. (...) Слышал ли ты о милом Эрне, напр. от Белого и Флоренского? Мы вздумали написать extempore стихи, и вот что написал Эрн: Как во чистом поле Во зеленом Стоит холм-гора Агромадная. А под тем холмом Спят покойнички Превеликие: Сам Самсон-богатырь Купно с братией, Царь-Давид, Соломон Со пророками; И святые угоднички Земли русской Упокоили в нем Свои косточки. И идет молва По полям, лесам, И по всей земле Мати-страдальной, — Что придет год Что придет час И разверзнется та Гора надвое, И восстанут Те покойнички, Один за другим До последнего; И пойдут ходить По лицу всей земли От Востока и Запада И до Севера Ой, ты гой-еси Новый Год! Ты скажи, скажи нам...