• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1919"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Обатнин Г. В.: Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома
    Входимость: 18. Размер: 62кб.
    2. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 7
    Входимость: 11. Размер: 59кб.
    3. Арион на кручах истории. Вячеслав Иванов: Последние московские годы (1917-1920) - автор неизвестен
    Входимость: 7. Размер: 106кб.
    4. Серебряный бор
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    5. Котрелев Н. В.: Иванов Вячеслав Иванович - Избранная библиография
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    6. О новейших теоретических исканиях в области художественного слова
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    7. Биография (Энциклопедический словарь)
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    8. Толмачев В. М.: Саламандра в огне. О творчестве Вяч. Иванова
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    9. Биография (Биографическая энциклопедия)
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    10. Котрелев Н. В.: Неизданная автобиографическая справка Вячеслава Иванова
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    11. Примечания к Мелопее "Человек"
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    12. Автобиография (Письмо В. Иванова в Государственную академию художественных наук)
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    13. Рим поэта (автор неизвестен)
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    14. Предисловие к книге Р. Роллана "Народный театр"
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    15. О действии и действе
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    16. Биография (Русские писатели 20 века. Библиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    17. Переписка из двух углов. Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    18. Иванов В. И. - Скалдину А. Д., 10 октября 1912 г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    19. Полонский Аркадий: Тютчев в трудах русских философов. Вячеслав Иванов
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    20. Богомолов Н. А.: Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах - документальные хроники. Глава IV. Первый год "Башни". Примечания
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    21. Религиозное дело Владимира Соловьева. Примечание
    Входимость: 2. Размер: 162кб.
    22. Биография (вариант 3, автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    23. Иванова Л. Н.: Римский архив Вячеслава Иванова. Часть 2 (опись писем)
    Входимость: 2. Размер: 82кб.
    24. Биография (вариант 1, автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    25. Прометей
    Входимость: 2. Размер: 100кб.
    26. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    27. Прилив
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    28. Петровское на Оке
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    29. Богомолов Н. А.: Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах - документальные хроники. Глава I. Русские символисты глазами постороннего
    Входимость: 1. Размер: 112кб.
    30. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 9
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    31. Старцы на пире Гафиза
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    32. Шишкин А.: Краткая летопись жизни и творчества Вячеслава Иванова
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    33. Белькинд E. Л.: Блок и Вячеслав Иванов
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    34. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава X. Пафос, катарсис, трагедия. §§ 5-6. Существо патетических состояний и задачи катартики по воззрениям древних. Платон.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    35. Богомолов Н. А.: Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах - документальные хроники. Предисловие
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    36. Деревья
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. В лепоту облечеся.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    38. Богомолов Н. А.: Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах - документальные хроники. Глава V. Загорье. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    39. Возврат
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. Котрелев Н. В.: Вячеслав Иванов в работе над переводом Эсхила
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    41. Богомолов Н. А.: Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах - документальные хроники. Глава I. Русские символисты глазами постороннего. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    42. * * * ("Опять вздымается грудь... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    43. Греческая ваза
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    44. Vita triplex
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    45. Неотлучная
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    46. Балашов Н. И.: Эсхил Вячеслава Иванова — двойной памятник культуры
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    47. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 8
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    48. Биография (вариант 2, автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    49. Михайловский Б.: Иванов В. И. (Литературная энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    50. Кручи - О кризисе гуманизма
    Входимость: 1. Размер: 38кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Обатнин Г. В.: Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома
    Входимость: 18. Размер: 62кб.
    Часть текста: в Рукописном отделе Пушкинского Дома Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома 1 Материалы Вяч. Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома 1 сосредоточены как в личном фонде поэта (ф. 607), так и в других фондах. Они в основном носят творческий характер. К числу немногочисленных биографических материалов можно отнести документы, отчасти дополняющие судьбу ивановского архива и библиотеки. Устойчивое семейное предание гласит, что библиотеку Иванов передал А. А. Бахрушину в 1920 г., уезжая из Москвы в Кисловодск, 2 а рукописи, по мнению О. Дешарт, поэт оставил архиву Государственной академии художественных наук (ГАХН) перед отъездом в Италию в 1924 г. 3 Документы Пушкинского Дома позволяют установить, что библиотеку и архив Вяч. Иванов оставил в 1920 г. на попечение Ал. Н. Чеботаревской, хотя обзавелся удостоверением Наркомпроса о запрете на реквизацию и уплотнение его квартиры. 4 В пользу этого говорят также следующие эпизоды из дальнейшей истории архива Вяч. Иванова. Летом 1921 г. В. А. Меркурьева просила М. О. Гершензона помочь ей получить свои рукописи, оставшиеся у Иванова; 21 июля Гершензон отвечал ей: "Бумаги Вячеслава Ивановича разбирала Александра Николаевна; я ей передал Вашу просьбу накануне ее отъезда (к ...
    2. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 7
    Входимость: 11. Размер: 59кб.
    Часть текста: закрепить в образах, мифах и ритмах, В. И. пишет ряд статей, в которых как-бы комментирует свою мелопею — «Человек». Он видит в том, «что обычно зовут диалектикой исторического процесса — подобный спору Иова, диалог между Человеком и Тем, Кто вместе с образом Своим и подобием даровал ему Свое отчее Имя — Аз-Есмь, дабы земной носитель этого Имени, блудный сын, мог в годину возврата сказать Отцу: «Воистину ТЫ ЕСИ, и только потому есмь аз. Мой отрыв от Тебя опровергает само бытие мое... Имя, коим я себя именую, сжигает меня Твоим огнем. Ни отменить и истребить этого Имени, ни осуществить его я не могу... Пусть же Твое Имя, которым Ты знаменовал чело мое, будет... светом Отца на челе сына». 122 Но человек, соблазнившись, стал противопоставлять гордо и самовольно свое «аз-есмь» Творцу. Отец не перестает любить своего блудного сына. Перед лицом Бога человек — личность независимая. «Самостоянье человека — залог величия его». 123 Самостоятельного человека и хочет Бог. Еслиб ...
    3. Арион на кручах истории. Вячеслав Иванов: Последние московские годы (1917-1920) - автор неизвестен
    Входимость: 7. Размер: 106кб.
    Часть текста: лично? Я думаю, немного. Несколько проницательных и несколько спорных мыслей, всегда облеченных в нарочито туманную витиеватую форму вещаний. Несколько тяжеловесных строф, образчиков большого таланта и бесплодного мастерства. Главного, что в нем было, - огромного личного обаяния - бумага и типографская краска - увы - не сохранят"85. Так отозвался на смерть великого теоретика и лидера русского символизма его современник и однофамилец Георгий Иванов. Нет нужды оспаривать это утверждение. Имя Вячеслава Иванова неразрывно связано с искусством Серебряного века, который принято считать русским культурным Ренессансом. В самом имени Вячеслава Великолепного, как называли его современники, высвечивается ренессансный масштаб и колорит. Иванов - "вечный спутник" на путях поэзии, искусства, культуры и философии. Как заметил О. Мандельштам: "Если бы Иванова не было, - в русской литературе оказалось бы большое пустое место"86. И все же в чем-то Георгий Иванов прав: неуловимая, притягивающая загадочность личности "Вячеслава", вобравшей в себя многовековую память мировых культур, исполненной чарующей магии, тонкой игры и...
    4. Серебряный бор
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    Часть текста: И рад бы я в зеленый рай... Смеется Муза: «Поиграй Там на рожке пастушьем В лад ветерку и ручейку. Мудрил ты на своем веку, Дружил и с простодушьем.» И рад бы в рай; да, знать, лихи На сыне города грехи — Не выпустят на волю Из плена каменных столиц Навстречу ветру, гаму птиц И зыблемому полю. 1 Бор над оползнями красный: За излучиной реки, Отлагающей пески, Кругозор голубо-ясный, Перелески, да лески. Вот могильник зеленеет Стародавней татарвы; Церковь тут и там белеет, И в тумане розовеет, Блеща, марево Москвы. Край исконный мой и кровный, Серединный, подмосковный, Мне причудливо ты нов, Словно отзвук детских снов Об Индее баснословной. 2 Лес опрокинут в реке. Веспер в ночном челноке Выплыл, — и вспыхнул алмаз Где-то в бездонной реке. Видел я в жизни не раз В сей вечереющий час, Как выплывал он и гас, Веспер на сонной реке; Что же в старинной тоске Слезы струятся из глаз? Словно приснилось лицо Милой моей вдалеке; Словно кольца на руке Верное ищет кольцо. 3 Ловлю в реке тускнеющей Жемчужно-бледный знак, Лишь в небе пламенеющий Затеплится маяк. Уж сумраки древесные Слились в вечерней мгле, И призраки небесные Склонили взор к земле; И быль воскресла маревом, И вновь пловца зовет Любовь обетным заревом И вновь Леандр плывет. 4 В какой гармонии Природа Легчайшей поступью Харит Обряд дневного хоровода Пред оком видящим творит! Как нежно с тенью свет мирит, Прозрачный сумрак цветом красит! В каких венцах, одна, горит, Когда цвета вещей погасит! 5...
    5. Котрелев Н. В.: Иванов Вячеслав Иванович - Избранная библиография
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    Часть текста: / Обл. Н. Феофилактова.— М.: Скорпион, 1904.— <4>, 171, <4> с.— Репринт: / Nachdruk der Moskauer Ausgabe von 1904; Mit einer Einleitung von Johannes Holthusen.— München: Wilhelm Fink, 1967.— XII, 171 S.— (Slavische Propyläen; Bd. 30). 4. Эрос / Марка изд. и концовка М. В. Добужинского.— СПб.: Оры, 1907.— 86 с.— Репринт: Эрос: Стихи / Авт. послесл. В. Широков.— М.: Книга, 1991.— 86 с. 5. Cor Ardens. Ч. 1–2.— М.: Скорпион, 1911–1912. [Ч. 1]: Cor ardens; Speculum speculorum; Эрос; Золотые завесы.— 234 с. Ч. 2: Любовь и смерть; Rosarium.— 232 с. 6. Нежная тайна. Λεπτα.— СПб.: Оры, 1912.— 119 с. 7. Младенчество.— Пб.: Алконост, 1918.— 62 с.— Репринт: Б. м.: б. изд., б. г.— (вероятно, печатано в Италии, в 60-х или 70-х годах); цветная печать и орнаментальное украшение обложки оригинального изд. не воспроизведены. 8. Человек / Обл. и портр. Вячеслава Иванова раб. Сергея Иванова.— Париж: Дом книги, 1939.— 115 с.— (Русские поэты; Вып. 9). 9. Свет вечерний: Poems by Vyacheslav Ivanov / With an Introduction by Sir M. Bowra and Commentary by O. Deschartes; Ed. by D. Ivanov.— Oxford: At the Clarendon Press, 1962.— XXIII, 229 p. 10. Тантал: Трагедия // Северные цветы Ассирийские: Альм. IV кн–ва «Скорпион».— М., 1905.— С. 197–245. 11. Факелы: Дифирамб // Факелы.— СПб., 1906.— Кн. 1.— С. 5–9. 12. Сыны Прометея: Трагедия // Рус. мысль.— 1915.— Янв.— С. 1–37. 13. Прометей: Трагедия.— Пб.: Алконост, 1919.— ХХIV, 83 с.— Репринт: Б. м.: б. изд., б. г.— (вероятно, печатано в Италии, в 60-х или 70-х годах); изд. марка, библиография Вяч. Иванова и каталог изд. «Алконост» не воспроизведены; В лит. имеется указание на репринт, датированный: Paris, 1967 (См:...
    6. О новейших теоретических исканиях в области художественного слова
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    Часть текста: лишен объективных оснований. Обиходный язык нашей образованности — он же и язык нашего просветительства — засорен стертыми меновыми знаками условных и логически нечистых понятий, похожими, в своей оторванности от глубинной жизни корней и вместе от тонкого эфира строгой мысли, на сбитую свинцовую массу типографского набора. Слово, делаясь все более механическим, перестает быть живою энергией, при изнеможении того средоточия обращающихся в нем сил, которое Потебня называл его внутреннею формой. К тому же мутные потоки новых варварских словообразований вливаются в русло нашего многоводного, но приметно мелеющего языка. И все же, думается, не потому так пристально и беспокойно вглядываемся мы за последнее время в глубокую и темную стихию слова, а под наитием иного и еще невнятного чувствования. Внутренний образ мира в нас меняется и ищет соответственного выражения в слове; но еще не определился этот образ в нас, — и вот, некий болезненный кризис переживает слово, как и то искусство, в котором оно цветет — поэзия. Молекулярными усилиями живучего организма преодолеть кризис кажутся наши лихорадочные поиски, наши раздумья и гаданья. 1* II. Показательна в этом смысле обширная и глубокомысленная статья Андрея Белого в первом сборнике «Скифы» (стр. ...
    7. Биография (Энциклопедический словарь)
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    Часть текста: Отец — мелкий чиновник, умер, когда Вячеславу Иванову было 5 лет. Определяющее влияние на сына оказала мать, глубоко религиозная женщина. В 1884 Иванов окончил с золотой медалью Первую московскую гимназию. В 1884 поступает на историко-филологический факультет Московского университета, в 1886 как многообещающий студент послан за границу, где провел около 10 лет, бывая в России наездами. С благодарностью вспоминал своих берлинских учителей, известных историков Т. Моммзена ( см. МОММЗЕН Теодор) и О. Гиршвельда; по окончании курса (1891) готовил докторскую диссертацию (на латыни) о системе государственных откупов в Древнем Риме (1895, опубликована в 1910), но защищать ее не стал; с этого времени посвящает себя филологии и поэзии. Иванов живет в Париже, Италии, Женеве, совершает путешествие по Европе, работает в Афинах. За границей осваивает мировую культуру (овладевает и всеми европейскими языками, изучал санскрит), немецкую философию, открывает для себя Гете, немецких мистиков, Новалиса ( см. НОВАЛИС), А. Шопенгауэра ( см. ШОПЕНГАУЭР Артур), а также Вл. С. Соловьева ( см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич) и А. С. Хомякова ( см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович). Постигая Ницше. Дионисийство Но главным многолетним средоточием его интересов с начала 1890-х годов стало учение Ницше ( см. НИЦШЕ Фридрих), расширившее представление Иванова о границах человеческого «Я». Приветствуя высвобождающий пафос личности у Ницше, «снявшего иго уныния и отчаяния, тяготевшие над сердцами» («Ницше и Дионис» — «Весы», 1904, № 5, с. 18), Иванов не принял культ самоутверждения личности,...
    8. Толмачев В. М.: Саламандра в огне. О творчестве Вяч. Иванова
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    Часть текста: некоей сущности своей эпохи. Вместе с тем, если попытаться разъять мифологическое единство исторического образа Иванова, то в отдельно взятых проявлениях своего таланта он, пожалуй, начнет проигрывать некоторым из современников. Как лирик, Иванов вряд ли выдерживает сравнение с А. Блоком, как стилист — бледен рядом с В. В. Розановым, а по-философски эклектичен, не обладая ни одержимостью идеей, что свойственно, например, для Н. Бердяева, ни богословской одаренностью о. П. Флоренского. В этом — и сила и слабость Иванова. Он трудноуловим в «частностях», поскольку весь в «переходах», — и везде и нигде, — как бы саламандра в огне. Однако эта особая невнятность во многом и сделала Иванова средоточием волений русского символизма и его дерзновенного строительства «башни» культуры. Иванов родился 28 февраля 1866 года в Москве в собственном домике своих родителей неподалеку от Зоологического сада. Его отец, служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 году; мать, Александра Дмитриевна Преображенская, была дочерью сенатского чиновника. В девять лет Иванов поступил в 1-ю московскую классическую гимназию и оказался свидетелем ее посещения Александром II по поводу начала занятий. Воспринятая от матери (внучки сельского священника, женщины религиозно-мечтательной и придерживающейся представления о строгом воспитании детей) напряженная детская вера закончилась в пятнадцать лет духовным...
    9. Биография (Биографическая энциклопедия)
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    Часть текста: о религии Диониса, часть которых появилась в "Новом Пути" 1904 года (№№ 1, 2, 3, 5, 8, 9). В этой работе, озаглавленной "Эллинская религия страдающего Бога", автор "обосновывает свой взгляд на сущность и корни дионисической мистики и экстаза (их колыбелью, по мнению И., были первобытные тризны), а затем пытается осветить живое значение дионисовского круга верований и переживаний, своеобразно окрасившего и христианство, для духовной жизни нового человечества". Ряд стихотворений И. напеч. в московских альманахах "Север. Цветы" и "Скорпион" и в "Новом Пути". В 1904 г. книгоиздательство "Скорпион" выпустило второй сборник стихотворений И.: "Прозрачность", с приложением перевода, размером подлинника, бакхилидова дифирамба "Тезей" и его оценки. В журнале "Весы" И. поместил ряд статей ("Ницше и Дионис", "Поэт и чернь", "Поскольку мы идеалисты", "Дионисово действо" и др.), стремящихся "установить идеал подготовляемого символическим и келейным искусством искусства всенародного, которое должно найти свое полное выражение в хоровом действе трагедии — мистерии, она же — литургическое служение у алтаря страдающего Бога". В "Северных Цветах" 1905 г. вместе с циклом новых стихотворений напечатана трагедия И. "Тантал" (с античными хорами). Для соч. Байрона под редакцией Венгерова И. перевел поэму "Остров" и ряд стихотворений. Отмеченное печатью выдающейся и тонкой вдумчивости, творчество И. представляет собой крайний предел того отчуждения от жизни, крторым характеризуется русский символизм. Оно озадачивает даже читателя, знакомого с причудами Бальмонта, Брюсова и др. Не говоря уже о том, что значительная часть того, что...
    10. Котрелев Н. В.: Неизданная автобиографическая справка Вячеслава Иванова
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: Сакулина хранится неизданая и не привлекавшая внимания автобиография Вяч. Иванова (автограф на двойном листе писчей бумаги, чернила) 1 . По всей вероятности, она была написана поэтом-гуманистом для Общества любителей российской словесности 2 , с которым Сакулин был тесно связан в пореволюционные годы (с 1921 г. и до закрытия Общества он состоял его председателем). В конце текста карандашом проставлена дата: 1919 г. Эта помета сделана не рукою автора, но, кажется, достаточно верна, как следует из содержания автобиографии: в ней говорится о печатающемся "втором, переработанном издании" ивановских переводов Алкея и Сафо, что приводит нас к началу 1919 г. (подробнее о датах упоминаемых Ивановым издательских проектов см. ниже в примечаниях). Давно известно "Автобиографичекое письмо" Вяч. Иванова к С. А. Венгерову, долгие десятилетия, пока молчали архивы, служившее единственным источником систематизированных сведений о жизни поэта-\ Недавно опубликована более ранняя (1904) автобиография Иванова, написанная по заказу того же замечательного историографа русской литературы и послужившая ему материалом для первой энциклопедической статьи о поэте 4 . В 1909 г. была факсимильно напечатана десятистрочная...