• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PROFUNDIS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Примечания к циклу "De profundis amavi"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    2. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 7
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    3. Сборник "Свет вечерний"
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    4. Лик и личины России. К исследованию идеологии Достоевского
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    5. De profundis
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. * * * ("С тех пор как путник у креста... ")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    7. Достоевский: трагедия — миф — мистика. III. Theologumena
    Входимость: 2. Размер: 86кб.
    8. Сборник "Cor Ardens"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    9. О книге "Пепел" (А. Белый)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    10. Чурлянис и проблема синтеза искусств
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    11. Барзах А. Е.: Материя смысла. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    12. Список всех стихотворений
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    13. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 9
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    14. Шишкин А.: Краткая летопись жизни и творчества Вячеслава Иванова
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    15. Польский мессианизм, как живая сила
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    16. Барзах А. Е.: Материя смысла. Глава 8
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    17. Дневник Вячеслава Иванова 1902—1910 гг.
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    18. Рим поэта (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    19. Котрелев Н. В.: Вячеслав Иванов в работе над переводом Эсхила
    Входимость: 1. Размер: 86кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Примечания к циклу "De profundis amavi"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: —22-ым июнем. Все 4 сонета написаны в Здравнице для работников науки и литературы в Москве. В конце июля В. И. вернулся к себе на квартиру. Там написаны остальные 4 сонета. Последний сонет слагался 5 августа и вдруг оборвался на половине первой строки первой терцины: «Так не ревнуй же!...» Слова эти обращены к Творцу с мыслью о Вере (жене поэта). А через три дня, 8 августа, Вера неожиданно умерла; она была больна, но никто не предвидел ее близкой смерти. Поражает странное соответствие между этим неоконченным сонетом и другим, возникшим тринадцатью годами раньше. Осенью 1907 г. В. И. жил счастливо и спокойно с женою своею Лидией Димитриевной в имении Загорье. То был период разгара его славы и расцвета его творчества. 10 октября стал выговариваться сонет, жуткий, полный мрачного предчувствия: Моя любовь — осенний небосвод Над радостью отпразднованной пира. Он оборвался безнадежно на первой терцине. 11 октября Лидия заболела скарлатиной и скончалась на седьмой день. Фрагмент сонета озаглавлен «Exit Cor Ardens». (Через три года В. И. напечатал его в сборнике «Cor Ardens», II. 281.) Целых 29 лет отделяют 8 сонетов 1920 г. от сонета, начинающегося словами: «Прилип огнем снедающий хитон...». В. И. начал писать его в феврале 1949 г., несколько...
    2. Дешарт О.: Вступительня статья к 1 тому собрания сочинений В. Иванова. Страница 7
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    Часть текста: отрыв от Тебя опровергает само бытие мое... Имя, коим я себя именую, сжигает меня Твоим огнем. Ни отменить и истребить этого Имени, ни осуществить его я не могу... Пусть же Твое Имя, которым Ты знаменовал чело мое, будет... светом Отца на челе сына». 122 Но человек, соблазнившись, стал противопоставлять гордо и самовольно свое «аз-есмь» Творцу. Отец не перестает любить своего блудного сына. Перед лицом Бога человек — личность независимая. «Самостоянье человека — залог величия его». 123 Самостоятельного человека и хочет Бог. Еслиб не хотел, не заключил бы с ним свободного договора или завета. Богоборство предполагает веру в личного Бога и естественно принимает характер библейский: Иаков борется в ночи с Неведомым. Упорствуя в противлении своем Отцу, человек не перестает Его любить, порою ненавидя. Только с потерею любви противление становится дьявольским; человек теряет свой образ. «Люцифер (Денница) и Ариман, — дух возмущения и дух растления, — вот два богоборствующие в мире начала, разноприродные, по мнению одних, — хотя и связанные между собою таинственными соотношениями, — или же, как настаивают, согласно сучением Церкви, другие, — два разных лица единой силы, действующей в «сынах противления», — ей же и имя одно: Сатана.» Но, отказавшись, отрекшись от бытия истинно сущего эти...
    3. Сборник "Свет вечерний"
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: Первенцы полей Евксин Светлячек Зимняя буря Дельфины Полдень Зых Был в сердце поздний ропот Яффа Фламинго Кот-ворожей Подражание японскому Notturno Земля Серебряный бор Осень Рубка леса Весы Ночные зовы Часть III По течению Монастырь Могила Ленивый дождь На кладбище Ее дочери Сомнение Размолвка Madonna della neve Дитя вершин Ручей У порога Мать Скорбный рассказ Оправданные Тень Фета На Оке перед войной Петровское на Оке Возврат Чуковскому Другу гуманисту Сверстнику Воспоминание о А. Н. Скрябине Умер Блок Деревья Часть IV Голубь и чаша Просонье Пчела Время во сне Покой Неотлучная Воплощение Разводная Пращур Смерть Демоны маскарада Время Пальма Греческая ваза Дикий колос Счастье В детский альбом Ave Virgo victoriarum Чистилище Психея-Скиталица Психея-мстительница Мой дом Часть V Безбожие Богопознание Палинодия Собаки Вечеря любви Икона Рождество Пещера Невеглас Эпод Родина Митрополит Филипп Исповедь земле Утреня в гробу Часть VI. Сонеты Явная тайна Сон Порог сознания Наг возвращусь Внутреннее небо Quia Deus Sacrum sepulcrum Памяти Скрябина Новодевичий монастырь Париж Язык Зимние сонеты * * * ("Скрипят полозья. Светел мертвый снег... ") * * * ("Незримый вождь глухих моих дорог... ") * * * ("Зима души. Косым издалека... ") * * * ("Преполовилась темная зима... ") * * * ("Рыскучий волхв, вор лютый, серый волк... ") * * * ("Ночь новолунья. А мороз, лютей... ") * * * ("Как месячно и бело на дорогах... ") * * * ("Худую кровлю треплет ветр, и гулок... ") * * * ("Твое именованье —...
    4. Лик и личины России. К исследованию идеологии Достоевского
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    Часть текста: стороны и противоречат одно другому, а самобытно определиться порознь не могут и принуждены искать своей сущности и с ужасом находить ее каждое в своем противоположном, повторяя в себе бездну другого, как два наведенных одно на другое пустых зеркала. Достоевский не называет обоих демонов отличительными именами, но никто из художников не был проницательнее и тоньше его в исследовании особенностей каждого и в изображении свойственных каждому способов овладения человеческой душой, 2 по-видимому, таящей в «глубинах сатанинских» еще и третий, а именно женский, лик, «содомскую красоту» которого Достоевский противопоставляет «красоте Мадонны». Во всяком случае, Чорт Ивана Карамазова, мелкий, но типический — в качестве беса пошлости и плоскости — представитель Ариманова легиона, развивает, как свой собственный («глупцы, меня не спросились!»), чисто люциферический замысел: «раз человечество отречется поголовно от Бога, — человек возвеличится духом божеской, титанической гордости, и явится Человекобог». Но на что Ариману это возвеличение человека? — «Всякий узнает», — продолжает собеседник Ивана, — «что он смертен весь, без воскресения, что ему нечего роптать за то, что жизнь есть мгновение, и возлюбит брата своего уже безо всякой мзды». Осанка все еще величаво-люциферическая, но ударение на том, что человек смертен весь и без воскресения, обличает всего Аримана, с его стихийным вожделением и определенным намерением: развращая и распыляя за телесными и душевными оболочками человека и его глубинную волю, уничтожить в нем образ и подобие Божии, умертвить его дух. «Люди совокупятся», — поясняет бес, — «чтобы взять от жизни все, что она может...
    5. De profundis
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: De profundis DE PROFUNDIS Sole splendidior, candidior nive Subtilique minus subditus aethere Vitae corporeae condicionibus Arcanus morituri incola pectoris.* Кто-б ни был, мощный, ты: царь сил — Гиперион, Иль Митра, рдяный лев, иль ярый Иксион, На жадном колесе распятый, Иль с чашей Гелиос, иль с луком Аполлон, Иль Феникс на костре, иль в пламенях дракон, Свернувший звенья в клуб кольчатый, — Иль всадник под щитом на пышущем коне, Иль кормщик верхних вод в сияющем челне, Иль ветхий днями царь, с востока, В лучах семи тиар, но жаркой четверне, Вращаешь ты, летя к лазурной крутизне, Огонь всевидящего ока, — Иль, агнцу с крестною хоругвию, дано Тебе струить из ран эдемское вино, И льется Кана с выси Лобной, И копья в снежное вонзаются руно, Но зрак твой, пронизав мгновенное пятно, Слепя, встает из сени гробной, — Кто-б ни был ты, жених на пламенных пирах, — Есть некий бог во мне, — так с Солнцем спорит прах, Тебя лучистей и светлее, Воздушней, чем эфир, рассеянный в мирах, И снега белого на девственных горах Пречистой белизной белее! В родной прозрачности торжественных небес, — Я жду, — из-за моих редеющих завес, Единосущней, соприродней, Чем ты, о зримый свет, источнику чудес Вожатый озарит блужданий темный лес: К нему я звал из преисподней. Примечания * Ярче солнца, снега белее, менее легчайшего эфира подвластный законам плоти мирской — тайный насельник смертной груди.
    6. * * * ("С тех пор как путник у креста... ")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: * * ("С тех пор как путник у креста... ") С тех пор как путник у креста Пел «De Profundis», — и печали, И гимнам чужды, одичали В безлирной засухе уста. Благословенный, вожделенный Я вновь увидел Вечный Град, И римским водометам в лад Взыграл родник запечатленный. Не надолго. Был духу мил Отказ суровый Палинодий: Прочь от языческих угодий Он замысл творческий стремил. Но в час, когда закат оденет Полнеба в злато, хоровод Взовьется ласточек, — вот, вот Одна, другая вдруг заденет Тебя крылом, в простор спеша: Так ныне каждый миг летучий Волной лирических отзвучий Спешит напутствовать душа. 8 августа. Примечание АВГУСТ. 3. — Это стихотворение представляет собою автобиографию поэта, начиная с 1920 г. В августе того года оборвался на терцине последний сонет цикла «De Profundis Amavi», и через три дня умерла жена В. И. — Вера. Смерть эта сказалась четырехлетним параличем поэтического творчества В. И. Он покинул Москву, переехал в Баку, где занимался филологией, а стихов не писал. Когда в августе 1924 г. В. И. очутился в Риме, ему «в округе древних алтарей» вновь явилась Муза и пропела «Римские Сонеты». Переоценивая свое прежнее духовное состояние, В. И. в 1927 г. написал «Палинодию», чтобы после краткого отказа от гуманизма обрести его в духе христианства, как...
    7. Достоевский: трагедия — миф — мистика. III. Theologumena
    Входимость: 2. Размер: 86кб.
    Часть текста: легко проникновенье», 15* говорит Дант в другой части поэмы. И действительно: под вечными снегами мистических созерцаний, через многоцветные, изменчивые пелены символических видений, повсюду выявляется в Божественной Комедии неколебимый камень схоластического богословия, имя которого, на языке Фомы Аквинского, «Sacra Doctrina», «Священное учение». С тем же правом и мы можем говорить mutatis mutandis — о «доктрине» Достоевского. Для обоих поэтов, цель «целого и каждой его части» — мы повторяем слова Данта о своей поэме — «освободить живых еще при жизни от их несчастного состояния и привести их к блаженству». 16* Для обоих путь к достижению их цели в религиозной истине; оба прияли «пелену поэзии из руки Истины». Для обоих поэтическое видение есть пелена, через которую взгляд может проникнуть и открыть за ней тайну миров иных. Обстоятельства культурной обстановки приводят одного поэта к созерцанию, другого к защите догмы. Дант приносит верующим утешение, Достоевский ищет обратить к вере от религиозного мировоззрения отпавших. Но оба выступают как религиозные учители, оба всматриваются в глубинные обрывы зла, оба провожают грешную и ищущую спасения душу по трудному пути ее восхождения, оба радостно сознают божественную гармонию. Оба хотят указать своему народу его историческое призвание в свете христианского идеала. Таковы их общие...
    8. Сборник "Cor Ardens"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: Das Lebend’ge will ich preisen, Das nach Flammentod sich sehnet. * Goethe, West-Oestlicher Diwan, 1,18: «Selige Sehnsucht» *   Не скажи никому, разве лишь мудрецу, ибо сразу толпа издевается: Воздавать я хвалу Живому хочу, возжелавшему огненной смерти. Ты — мой свет; я — пламень твой. Л. Зиновьева-Аннибал Бессмертному свету Лидии Димитриевны Зиновьевой-Аннибал   Той, что, сгорев на земле моим пламенеющим сердцем, стала из пламени свет в храмине гостя земли. Ессе Cor Ardens той, чью судьбу и чей лик я узнал в этом образе мэнады «с сильно бьющимся сердцем» ΠΑΛΛΟΜΕΝΗΣ ΚΡΑΔΙΗΝ — как пел гомер — когда ее огненное сердце остановилось. Мэнада Солнце-сердце Хвала Солнцу Хор Солнечный Солнце (Газэла) Assai palpitasti Завет Солнца Псалом Солнечный Солнце-Двойник Сердце Диониса De profundis Огненосцы (Дифирамб) Суд Огня Година гнева Зарева Месть Мечная Озимь Под знаком Рыб Цусима Астролог Populus-Rex Тихая Воля Sacra Fames Люцина Язвы гвоздиные Стены Каиновы Палачам Сивилла На Башне Медный Всадник Iris in Iris Молчание Солнце Эммауса Путь в Эммаус Лицо Пасхальные свечи Мистический Триптих Semper morior, semper resurgo Тайный Голос Аттика и Галилея Песни из...
    9. О книге "Пепел" (А. Белый)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: воспринятая безрелигиозно, под реактивом символического метода естественно превращается в мрачный кошмар: ибо, если для символиста «все преходящее есть только подобие», а для атеиста — «непреходящего» вовсе нет, то соединение символизма с атеизмом обрекает личность на вынужденное уединение среди бесконечно зияющих вокруг нее провалов в ужас небытия. Исконные же представители символизма, напротив, пытаются сочетать его как с реалистическою манерой изображения, так и с реалистическою концепцией символа. Под этою последней мы разумеем такое отношение к символу, в силу которого он признается ценным постольку, поскольку служит соответственным ознаменованием объективной реальности и способствует раскрытию ее истинной природы. Прежде было не так: школа символистов, провозгласив неограниченные права своеначальной и самодовлеющей личности и этим изъятием ее из сферы действия общих норм замкнув и уединив ее, использовала символ, как метод условной объективации чисто субъективного содержания. Чтобы выйти из этого волшебного круга вольно зачуравшейся от мира личности, символистам нужно было преодолеть индивидуализм, обострив его до сверхъиндивидуализма, т. е. до раскрытия в личности сверхличного содержания, ее внутреннего я , вселенского по существу; им нужно было развить из символа изначала присущую ему религиозную идею. — Одним из показателей этой...
    10. Чурлянис и проблема синтеза искусств
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    Часть текста: преодолевается прозрачностью форм, не исключающих, но как бы вмещающих в себе соседние формы. Эта геометрическая прозрачность кажется попыткою приблизиться к возможностям зрительной сигнализации такого созерцания, при котором наши три измерения недостаточны... «Космическое и потустороннее чувствование вещей делает то немногое, что создано Чурлянисом, знаменательною страницей в летописи предвестий нового мифотворчества. Ибо нельзя не видеть, что пафос этого художника— не пафос мечты, как иллюзии, но profession de foi объективного миросозерцания, исповедь внутреннего зрения, свидетельство тех духов в человеке, которых Данте называл, «spiriti del viso». Другой момент его пафоса — «Sursum», — вечное восхождение к началу и источнику Платоновых идей и пифагорейских чисел. Отсюда — эти лестницы, возводящие вверх, эти нагромождения пирамид, эти устремления толпящихся и соревнующих в росте обелисков к монаде монад. «Чурлянис упорно и мощно борется с безумием. Оно подстерегает его, улавливает смешением планов сознания, перемещением пространств и вещей, сквозящею прозрачностью совместившихся, сосуществующих форм и принципов, переплетением разноликих закономерностей разноприродного бытия. Жизнь его запуталась в волокна хвоста какой-то апокалиптической кометы, его увлекшей и восхитившей от земли. Он неустанно пронзал эти волокна остриями своих пирамид, своих столпообразных утесов. Острия и пики терялись в облаках и вновь прорезали их. Так бежал этот Дух от земли к Богу. «Мифотворец, он был наделен памятью мифа. Его образы, его символы еще не всеми из нас забыты. Или, быть может, они припоминаются человечеством вновь, как...