• Приглашаем посетить наш сайт
    Грибоедов (griboedov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "TIM"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. §§ 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия.
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава X. Пафос, катарсис, трагедия. §§ 5-6. Существо патетических состояний и задачи катартики по воззрениям древних. Платон.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    3. Эпос Гомера. IX. Аэды.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    4. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VI. Материковый культ. § 2. Символика змеи. Змея и бык. Бог-младенец.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    5. Гиппа
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    6. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава V. Дионисова сопрестольница. § § 3-5. Дионис как мужской коррелят единой богини. Ее лики: Артемида, Великая Матерь, Ариадна, Афродита, Исида, Гера, Афина.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. §§ 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия.
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    Часть текста: переменяя тело, быть духом» 2. В описании другого однородного видения у Зосима исполнителями рассечения являются двое: один с ножом, другой, идущий сзади, - с обоюдоотточенным (т. е. критским и древнейшим дионисийским) двойным топором 3. Эти визионарные изображения герметических посвящений, очевидно, воспроизводят древний обряд: так именно и заключил Рейценштейн. «То обстоятельство, - говорит он, - что в магических формулах харранитов (Dozy-Goje, р. 365) и в переводной с греческого арабской алхимической литературе (Berthelot, la chimie au [182] moyen äge II, 319) заметны следы воззрения, согласно которому разъятие тела на части и, в особенности, отделение головы от туловища имеет последствием вхождение пророческого духа в мертвого, - подтвердило мое предположение, что в этих поздних видениях еще живы представления глубокой древности о смерти и связанных с нею чарах. Восстановлению состава, или «сочленению логоса» (synarthrosis tu logu), предшествует распадение состава, или расчленение, тела (lysis, diamelisis tu skenus), понимаемое первоначально в смысле буквальном и чувственном. Часто встречающееся выражение «собирать себя», или свои части (syllegein heauton), должно соответствовать древнему обычаю погребения, соблюдение которого представлялось условием возрождения (anagennesis)». Обращаясь поэтому к памятникам древнего Египта (на который, как колыбель учения, указывает герметическая традиция), Рейценштейн, в самом деле, находит искомые соответствия, как, например, изображения человека, разделенного на семь частей 1, с головой, отдельно положенной, в одном демотическом папирусе. Египтология знает восходящий к древнейшей эпохе «обычай отрезывать покойному голову, рассекать тело на части, соскабливать мясо с костей и потом приводить в порядок сызнова сложенный остов, придавая ему...
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава X. Пафос, катарсис, трагедия. §§ 5-6. Существо патетических состояний и задачи катартики по воззрениям древних. Платон.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: Диониса 1, Общая цель катартики (она же вместе и медицина, и мантика) - оздоровление души и тела посредством удаления из них элементов или качественно дурных и обращающихся в существе человека как зараза (miasma), или же вредных только количественно, и не субстанциально, а модально (pathema): элемент желательный сам по себе может опасно нарушать равновесие душевных сил, как чрезмерностью, так и неупорядоченностью своего присутствия и влияния; в этом случае древняя катартика стремилась сообщить данному элементу динамическое напряжение и искусно открывала ему путь естественной объективации возбужденных энергий 2. «Все очищения, как во врачебном искусстве, так и в мантике, - говорит Платон в диалоге «Кратил», - преследуют одну цель: соделать чистыми и тело, и душу человека» 3. Тот же философ, в диалоге «Федон», ссылаясь на мистерии, в которых очищения провозглашаются условием загробного блаженства 4, называет правое разумение и основанную на нем добродетель «очищением» (Katharsis) всех ...
    3. Эпос Гомера. IX. Аэды.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: по уставному чину, не только для веселья и беседы, но и для поминовенiя предковъ. Питье и возлiянiе вина въ честь умершихъ составляетъ часть греческой попойки (симпосiона) и после того, какъ пиръ изменилъ свой прежнiй характеръ введенiемъ въ обиходъ цветочныхъ венковъ и флейтъ. Почетное положенiе аэдовъ при дворахъ племенныхъ воеводъ объясняется религiознымъ значенiемъ певца на пиршестве, где онъ является какъ бы священнослужителемъ предковъ. Двухъ такихъ певцовъ мы знаемъ изъ Одиссеи. Одинъ зовется Фемiй, отъ слова phêmê — «молва», «слава», какъ голосъ и уста народной славы, сказитель того, что слыветъ и славится; другой — Демодокъ, сынъ Терпiя, т. -е. Народомыслъ, сынъ Сладослава. Итакъ, певцы какъ бы лишены личныхъ именъ и именуются по своему веселому, сладкогласному, выражающему мысль и мненiе народа, ремеслу. Санъ и призванiе аэдовъ определяются въ следующихъ местахъ Одиссеи: Всеми высоко честимы певцы; ихъ сама научила Пенiю Муза; ей...
    4. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VI. Материковый культ. § 2. Символика змеи. Змея и бык. Бог-младенец.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: и лидийские менады в дионисийской процессии Птолемея Филадельфа 3. По словам Пруденция (с. Symm. I, 130), «желающие умилостивить Вакха разрывают зубами зеленых медяниц (virides descindunt ore chelydros)». «Вакхи, - сообщает Климент Александрийский, - славят оргиями наводящего яростное безумие Диониса, в священном неистовстве пожирают живьем разорванные жертвы и, увенчавшись змеями, громко взывают: эван» 4. «Оргиасты Диониса, - замечает Гален (antid. I, 8 ), - в конце весны и при начале лета разрывают, по обычаю, ехидн». Мисты Диониса-Сабазия, к которым в юности принадлежал оратор Эсхин, сохранили в своей религиозной практике много черт, общих с оргиями менад; эти обряды высмеивает Демосфен (de [110] cor. 313) в следующем очерке-шарже былых мистических занятий своего противника: «Достигнув зрелого возраста, ты бормотал по книжке причитания, в то время как твоя мать посвящала неофитов, - надевал по ночам оленью шкуру (небриду), причем прилежно прикладывался к священным кубкам; «очищал» посвящаемых, выпачкивая ...
    5. Гиппа
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: Гиппа ГИППА Ἡ Ἵππα, τοῦ παντὸς.οὖσα ψυχή — λίκνον ἐπὶ κεφαλῆς θεμένη καὶ δράκοντι αὐτὸ περιστέψασα — ὑποδέχεται Διόνυσον. Procl. in Tim. Das Göttliche kommt auf leichten Füssen. Fr. Nietzsche * ГИППА Я колыбель, я колыбель-кошницу На голове, Гиппа, несу. Кольцами змей я колыбель венчала: В ней опочит рожденный бог. Я колыбель, Гиппа — душа дыханий, Я колыбель богу несу. Ты в колыбель, бог, низойди, рожденный! И на главе моей почий! Кольцами змей я колыбель-кошницу, Кольцами змей вкруг увила. Стеблем цветка я поднялась из сердца Темной земли — тебя приять! О, Дионис! отчих из чресл рожденный! Ты в колыбель, бог, низойди! Се, я из тьмы, Гиппа — душа, возникла Стеблем цветка— нести свой цвет!.. ХОР Трепет бежит в жилах Земли родимой; Взвились орлы; вспухли валы; Ропщут дубы; с эхом играют громы; Солнце светлей; звучней ключи. ГИППА Сходит... Эвой!.. Трепетных молний очи В очи глядят... Обволокли Тучей чело... Над головою змеи Звоном поют... Главу тягчит... Бог, пощади! Бог, ты нисходишь тяжкий! Я ли снесу, я ли вмещу Бремя твое, твой золотой избыток?.. Но низойди! Эван! Эвой!.. ХОР Он низошел, Гиппа — душа дыханий, И на тебе, легкий, почил! Стебель застыл, светлый цветок лелея... Тих пред тобой прозрачный мир. Вольный зефир с нежным цветком играет... О, как легко, Гиппа, легко! Ты ли несешь? Он ли несет?.. Вместила ль Бога душа? Душа ли — бог?.. Ты колыбель, Гиппа — душа дыханий, Ты колыбель бога несешь! Молви: куда? Легкая, ты не волишь: Бог окрыляет вещий путь. Примечание * «Гиппа, душа вселенская, колыбель возложив на главу и змеями увенчав колыбель-кошницу, принимает Диониса». Прокл-Неоплатоник. — «Божественное грядет легкой стопой». Ницше.
    6. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава V. Дионисова сопрестольница. § § 3-5. Дионис как мужской коррелят единой богини. Ее лики: Артемида, Великая Матерь, Ариадна, Афродита, Исида, Гера, Афина.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: другими богинями сочетается она с ним и в эллинстве. Фракийская дева-охотница и хищница Гарпалика (Harpalyke), которую отец Гарпалик (т. е. «хищный волк», Ликург) вспоил молоком кобылиц и диких зверей, пойманная в сети - черта артемисийская! - земледелами и пастухами и ими убитая по убиении ее отца, а потом прославляемая на своем кургане амазонки кровавыми обрядовыми поединками и знаменуемая тотемом козы, - представляет собою страстную героическую ипостась древнейшей Артемиды, как ее отец - пра-Диониса Арея. Та же, по-видимому, Гарпалика, у эллинов дочь Климена и невеста Аластора, мстит отцу за кровосмесительную к ней страсть предложением в снедь плоти убитого ею младшего брата. Оба фракийские оргиастические божества, объединяемые в обрядовой символике общим атрибутом двойной секиры 1, кажутся силами, ищущими одна другую и вместе взаимно противоборствующими: в них воплощается половая полярность древнейшего оргиазма. Икарийское обрядовое предание, с его контаминацией оргиастических элементов Дионисова культа и Артемидина (к которому относятся и тип Эригоны, и обряд эоры), знаменательно обнаруживает эту культовую слиянность, запечатленную стародавним обменом человеческих жертв. Если в икарийском мифе Дионис губит служительниц Артемиды, противящихся, как кажется, его дару 2, то Ариадну, отдавшуюся Дионису, умерщвляет Артемида3; дионисийский Актеон растерзан ее...