• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "OVID"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VI. Материковый культ. § 2. Символика змеи. Змея и бык. Бог-младенец.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    2. Laeta
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    3. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IV. Герои-ипостаси Диониса. § 4. Типы героя-охотника.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    4. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава I. Иноименные Дионисы. § 4. Зевс Ликейский, Ликаон, Ликург.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    5. Мистерии Поэта
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    6. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VI. Материковый культ. § 3. Ночные светочи. Триетерии.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VI. Материковый культ. § 2. Символика змеи. Змея и бык. Бог-младенец.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Хор вакханок поет у Еврипида (Bacch. 101 sq.) о том, как «Зевс, в определенный Мойрами срок, родил бога с рогами быка и увенчал его змеями, отчего и менады вплетают в волосы змей». - «Ты, увлажненный хмелем, - говорит Гораций (carm. II, 19), обращаясь к Дионису, - сдерживаешь змеиными узлами развевающиеся волосы служительниц твоих, бистонид, и змеи им не вредят». Увенчанные змеями и со змеями в руках, идут мималлоны, бассары и лидийские менады в дионисийской процессии Птолемея Филадельфа 3. По словам Пруденция (с. Symm. I, 130), «желающие умилостивить Вакха разрывают зубами зеленых медяниц (virides descindunt ore chelydros)». «Вакхи, - сообщает Климент Александрийский, - славят оргиями наводящего яростное безумие Диониса, в священном неистовстве пожирают живьем разорванные жертвы и, увенчавшись змеями, громко взывают: эван» 4. «Оргиасты Диониса, - замечает Гален (antid. I, 8 ), - в конце весны и при начале лета разрывают, по обычаю, ехидн». Мисты Диониса-Сабазия, к которым в юности принадлежал оратор Эсхин, сохранили в своей религиозной практике много черт, общих с оргиями менад; эти обряды высмеивает Демосфен (de [110] cor. 313) в следующем очерке-шарже былых мистических занятий своего противника: «Достигнув зрелого возраста, ты бормотал по книжке причитания, в то время как твоя мать посвящала неофитов, - надевал по ночам оленью шкуру...
    2. Laeta
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Ovid. 3* I В Рим свои Tristia слал с берегов Понтийских Овидий;       К Понту из Рима я шлю — Laeta: бессмертным хвала!.. Pluvius Римское поле благословил, и враждебный       Март опрокинул на нас все водоемы небес. Друг! но сияет во мне глубокое небо, и Солнце       С гордой квадриги на мир мещет златые лучи! Рим — всех богов жилищем клянусь! — мне по сѐрдцу обитель:       Цели достигнув святой, здесь я, паломник, блажен. Здесь мне сладок ночлег; но сладостней здесь пробужденье:       Жажду жить, созерцать, и познавать, и творить. Здесь бы поставил я прочный алтарь усталым Пенатам —       Странник бездомный! — и вот подпись на том и печать: Вечный очаг Всебогини, Всематери, — вечный Всебога, —       Сей Пантеон! Шлю его, друг, не случайно тебе! Вспомнил я в нем и почтил нашей юности светлую веру:       Держит над юношей власть дивный, таинственный Пан! Все нам являло живого, сокрытого; небо пустело,       Но раздавалась в лесах дальняя бога свирель... Деспот незримый, в соборе богов он жил и с трапѐзы       Всех кумиров вкушал в храме всебожья — всебог. Кругом был вечного дом под шатром золотой полусферы:...
    3. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IV. Герои-ипостаси Диониса. § 4. Типы героя-охотника.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: что эти местные, почти или вовсе безыменные, мелкие культы тяготеют к слиянию с культами большими и общепрославленными, и мы видим, что Кинорт сливается с Аполлоном Мале-атом, Кинад с Посейдоном, а «псари» приживаются к святилищу Асклепия. Итак, пра-Дионис Загрей (гл. 1, § 7) не был достаточно могуществен, чтобы объединить под своим именем все родственные культы; он становится «высочайшим из богов» лишь после того, как отожествляется с Дионисом. Оргиастическая жизнь анонимных общин его поклонников так и не нашла своего естественного русла. Его иноименный двойник Актеон был низведен на ступень второстепенного героя. Страстной герой (о чем свидетельствует и [78] утвержденное Дельфами почитание его гроба в Орхомене), он был некогда богом страстей, Великим Ловчим, пра-Дионисом Аидом, и блуждал по горным дебрям и каменистым вершинам (aktai, - герой «с камнем») в оленьей шкуре 1, ища кровавой добычи. Имена Акусилая, Стесихора, Полигнота 2 ручаются за его первоначально независимое от Артемиды значение: он ипостась Омадия-Загрея, во имя которого растерзывались олени (или люди, изображавшие оленей), чтобы напитать причастников кровью самого бога. Медный кумир Актеона, прикованного к скале в Орхомене (Paus. IX, 38, 5), - то же, что древний идол Эниалия в оковах, виденный Павсанием в Спарте, или Диониса-Омадия в оковах на Хиосе. Тем не менее, связь Актеона с Артемидой исконная: это связь Ловчего Омадия с охотницей Агрионией 3, - общение культов и в то же время оргиастический обрядовый антагонизм. У Еврипида мы встречаем мотив соревнования обоих: Ты видишь злую участь Актеонову. Он псиц живой добычей откормил; они Его же растерзали. Лучшим быть ловцом, Чем дева Артемида,...
    4. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава I. Иноименные Дионисы. § 4. Зевс Ликейский, Ликаон, Ликург.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: В.: Дионис и прадионисийство Глава I. Иноименные Дионисы. § 4. Зевс Ликейский, Ликаон, Ликург. [23] 4. Зевс Ликейский, Ликаон, Ликург Подобен Афаманту и Танталу «пеласгийский» Ликаон, героическая ипостась Зевса-Ликея (Lykaios), учредитель его культа в Аркадии, царь-жрец, предлагающий в снедь своему богу плоть [24] внука Аркада, рожденного от Зевса дочерью царя, Артемидиною служительницей, а потом медведицей, Каллисто. Аркад, как и Танталов Пелопс, чьей плоти отведали боги, оживлен (примысл эпохи, упразднившей человеческие жертвоприношения); Ликаон обернулся волком; стол же, на котором было предложено жертвенное яство, опрокинут разгневанным Зевсом, как опрокидывает, с проклятием на Плисфенидов, роковой стол обманутый родитель Фиест. Опрокидывание священных столов - оргиастический обряд, несомненно связанный с омофагией и составлявший мистическую часть богослужения дионисийских менад; рассказ о Фиестовой трапезе у Эсхила - отражение мифа о Ликаоне 1. Подстрекательство к детоубийству приписывается первенцу Ликаона, Менолу, т. е. «исступленному» (Mainolos), носителю дионисийского имени, подобно брату его, первенцу по версии...
    5. Мистерии Поэта
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: ПОЭТА ... dem die ewigen Melodieen Durch die Glieder sich bewegen... Goethe, Faust II. Phoebus adest: sonuere lyrae,    sonuere pharetrae. Ovid. * В дальнем вихре тайных звуков, в стройной мере частых кликов Свой поход и приближенье открывает Аполлон. Струн бряцанье, звон кимвалов, лад и выступь мощных хоров Песнопевцу возвещают бога песней: гость грядет! И, как чуткий воин, внемля трубы строя, зовы боя, И воспрянул, и трепещет, полн смятенья, полн отваги, — Так, священный гул заслышав, потрясен, певец не знает: Он ли членов быстрым ростом перешел природы грани, Иль им некий бог владеет и исполнил мышцы силой? И родили ль плечи пару непокорных звучных крыльев, Иль объят он звучной бурей и восторгнут от земли? Как Арей, и яр, и мощен, на военный труд веселый Он летит — и внемлет ближе трубы строя, зыки боя... Он вождя любую волю совершит, неудержимый: Повелит ли Муз владыка петь ему советы вышних, Гесперид ли сны златые, или думы Прометея, Афродиты ли небесной, Геи ль творческие тайны, Песни ль Парок, иль Сивиллы роковые прорицанья... Вот он, вот, средь Муз, на грифах, златокудрый, светлоризый! Вот каких он хочет песней! Говори, открой уста! И, полна движеньем стройным, грудь певца звучит согласно; Мощной мере горних хоров вторит отклик уст земных... Но еще, средь гласов многих, слов неясных дар случайный Ловит ухо, повторяют несвободных уст отзывы. Миг — и ближе реют звуки. Полновнятные глаголы Силу новую приемлют в дружном, стройном сочетаньи. Красоту родят, как древле, гармонические волны И лелеют дивный образ: он выходит, он яснеет... Сладкой мукой грудь томится в напряженьи нестерпимом: Так натянут лук упругий, и чреват стрелой крылатой, И едва выносит бремя, а стрелок все, целя, медлит — Направляет калену́ю, напрягает...
    6. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VI. Материковый культ. § 3. Ночные светочи. Триетерии.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: оргии триетериями, какими они оказываются в историческую эпоху? В пользу этого допущения говорит «трехлетнее» пребывание Салмоксида в недрах земли. Распространение [114] Дионисовой религии выражается распространением триетерии 1. С их празднованием соединяются самые глубокие душевные переживания Дионисова культа. Внезапные смены безутешной скорби и буйной радости, наследие древнейших триетерических радений, остаются навсегда ритуально обязательными в общинах вакхических мистов 2. Характерная черта триетерий - ночное время сборищ и возжжение светочей, - опять указывает на первообраз фракийских обрядов. Месяц Маймактерион, когда происходили триетерические оргии на Парнасе, был переименован поэтому в Дельфах в Дадофорион, т. е. месяц огненосиц. По словам Диодора, обычно настаивающего на египетском происхождении вакхического культа, ночные и тайные служения и жертвы совершаются во имя Диониса, сына Персефоны, он же фракийский Сабазий 3. Аттическая трагедия любит изображать ночные оргии фракийцев 4, - причем солнечный культ, представляемый Орфеем (в «Бассарах» Эсхила), является причиной его гибели от...