• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Иванов В.: Дионис и прадионисийство
    Глава IV. Герои-ипостаси Диониса.
    § 4. Типы героя-охотника.

    [77]

    4. Типы героя-охотника

    Дикий горный охотник со сворой хтонических собак жил в героических культах, то как безыменный герой, - напр., герой (горы) Пелиона, которому в области фессалийских магнетов еще во II в. до P. X. или даже позднее некий Пифодор, сын Протагора, воздвигает по обету эдикулу с рельефом, изображающим юного копьеносца и лань, и с посвящением «Герою» (heröi) 5 - то под случайными местными наименованиями, как Кинорт (Kynortas) или Кинна (Kynnes) на аттическом Гимете 6. Не только сам «борзятник» (Кинорт) - предмет культа, но и его «собаки» и «доезжачие» 7, что указывает уже на общины служителей ловчего бога, ибо религиозные общины часто означались тотемом священного животного (каковы: «медведицы», «быки», «козлы», «пчелы» и т. п.). Естественно, что эти местные, почти или вовсе безыменные, мелкие культы тяготеют к слиянию с культами большими и общепрославленными, и мы видим, что Кинорт сливается с Аполлоном Мале-атом, Кинад с Посейдоном, а «псари» приживаются к святилищу Асклепия.

    Итак, пра-Дионис Загрей (гл. 1, § 7) не был достаточно могуществен, чтобы объединить под своим именем все родственные культы; он становится «высочайшим из богов» лишь после того, как отожествляется с Дионисом. Оргиастическая жизнь анонимных общин его поклонников так и не нашла своего естественного русла. Его иноименный двойник Актеон был низведен на ступень второстепенного героя. Страстной герой (о чем свидетельствует и

    [78]

    утвержденное Дельфами почитание его гроба в Орхомене), он был некогда богом страстей, Великим Ловчим, пра-Дионисом Аидом, и блуждал по горным дебрям и каменистым вершинам (aktai, - герой «с камнем») в оленьей шкуре 1, ища кровавой добычи. Имена Акусилая, Стесихора, Полигнота 2 ручаются за его первоначально независимое от Артемиды значение: он ипостась Омадия-Загрея, во имя которого растерзывались олени (или люди, изображавшие оленей), чтобы напитать причастников кровью самого бога. Медный кумир Актеона, прикованного к скале в Орхомене (Paus. IX, 38, 5), - то же, что древний идол Эниалия в оковах, виденный Павсанием в Спарте, или Диониса-Омадия в оковах на Хиосе. Тем не менее, связь Актеона с Артемидой исконная: это связь Ловчего Омадия с охотницей Агрионией 3, - общение культов и в то же время оргиастический обрядовый антагонизм. У Еврипида мы встречаем мотив соревнования обоих:

    Ты видишь злую участь Актеонову.

    Он псиц живой добычей откормил; они

    Его же растерзали. Лучшим быть ловцом,

    Чем дева Артемида, похвалялся он 4.

    Бешенство Актеоновых собак - другая форма того же представления о растерзании менадами 5. Чьи же эти менады - Дионисовы или Артемидины? Миф представляет собак то собственной сворой Актеона, то сворой Артемиды: дело идет об оргиастических сопрестольниках и о жертвенном лике оргиастического бога, умерщвляемого женщинами, его служительницами и жрицами; преследование здесь знак культового слияния, а не разделения, обмен жертв, а не вражда культов. На кратере (Рубо) неаполитанского музея Актеон, с оленьими рогами на голове, в присутствии Артемиды, подземного Гермия и Дионисова спутника - Пана, убивает священную лань 6.

    [79]

    В противоположность дикому Актеону, охотник Ипполит, сын амазонки Антиопы и дионисийского Тесея, - дружественная Артемиде ипостась ее сопрестольника; его страсти, однако, подобны Актеоновым и носят чисто дионисийский отпечаток: только не собаками разорван он, а размыкан - герой-конник - конями 1.

    Сноски

    Страница 77 :

    5 Toepffer, art. Genealogie, S. 301 ff. Kern у Pauly-Wissowa, RE III, 1013.

    6 Kern в Hermes XXXVIII. 1902, S. 628.

    7 С. I. Α. II, 1651: Kysin kai kynegetais.

    Страница 78 :

    1 Nonn. V, 413: stikton echön elaphu skioen demas, - cf. 351. 528.

    2 Wentzel у Pauly-Wissowa, RE I, 1210.

    3 Срв. Nonn. V, 465 sqq.: hyp'androphonöi de kai autos agreus haima pherön agreuetai locheairei.

    4 Где выдвинут этот мотив похвальбы героя и его состязания с божеством, мы вправе подозревать в герое полузабытый лик бога-соперника. Таковы, напр., дионисийские типы лирников Лина и Фамиры и флейтиста-сатира Марсия, страсти коих и гибель в состязании с Аполлоном знаменуют подчинение представляемых ими родов энтузиастической музыки Аполлонову культу.

    5 Paus. IX, 2, 3 - после описания «Актеонова ложа» в скале: «Стесихор писал, что богиня набросила на Актеона оленью шкуру, уготовляя ему гибель от собак, дабы он не взял в жены Семелу; я же думаю, что и без вмешательства богини напало на собак Актеона бешенство» и пр. Упоминание об отношении к Семеле показательно в характеристике Актеона как героя прадионисийского.

    6 S. Reinach, Cultes, Mythes et Religions, 1 (P. 1905), p. 27. Основная формула Актеонова мифа по Рейнаку: «un cerf sacre est dechire et devore par des biches» (ib. p. 41).

    Страница 79 :

    membra vestigant canes; disiecta genitor membra Iaceri corporis in ordinem dispone et errantes loco restitue partes... Prudenl. peristeph. XI, 87 о святом Ипполите: feris dilaceratus equis. Размыкан лошадьми и фракийский Ликург.