• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "GENO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Эпос Гомера. XI. Приемы творчества.
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. § 3. Влияние орфиков на государственную религию Афин в VI веке.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    3. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VIII. Буколы. § 3. Мужской прадионисийский культ быка.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    4. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. §§ 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    5. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава III. Прадионисийский корень менад. § 2. Магнетская надпись. Менады-родоначальницы.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    6. Эпос Гомера. IX. Аэды.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Эпос Гомера. XI. Приемы творчества.
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: Агамемнона противъ Илiона. Певцы, полагая краеугольнымъ камнемъ песнь объ участи Ахилла, сочетали ее съ цикломъ сказанiй объ Агамемноне, путемъ вымысла о распре двухъ героевъ, и темъ заложили основы эпоса объ Ахилловой обиде и ея последствiяхъ, при чемъ повесть о гневе героя естественно привязалась къ любимому «предславiю» (проэмiи) о гневе Аполлона на владыкъ и воиновъ, дерзающихъ противиться eгo священнымъ служителямъ: такъ зачалась Илiада. Что съ самаго начала деятельность аэдовъ была направлена къ искусственному слiянiю разнородныхъ былинъ въ большiя эпическiя единства и постольку существенно отличается отъ деятельности сербскихъ сказителей, оставшихся на ступени необъединеннаго, раздробленнаго на короткiе эпизодическiе сказы эпоса, видно изъ того, напримеръ, что когда Демодока приглашаютъ петь, то говорятъ ему, съ какого звена действiя долженъ онъ начать, перебирая струны своей кифары, однообразнымъ уставнымъ речитативомъ, разсказъ части большого повествованiя о томъ, чего натерпелись ахейцы подъ стенами Трои. Для того, чтобы овладеть этимъ богатымъ матерiаломъ, аэды установили какъ бы канонъ стиля, развивъ исконныя данныя былиннаго склада: эти уставы, съ одной стороны, облегчали совместное творчество, съ другой — служили eгo спайке въ единообразный целостный составъ. Нормы внешней стороны повествованiя были таковы: все оно распадается на две большiя массы: массу собственно эпическую, чисто-повествовательную, или, какъ говорили въ древности, «известительную» (génos apangeltikón),— где певецъ сообщаетъ намъ отъ себя о лицахъ действiя, о eгo обстановке и о ходе самихъ событiй,— и часть дiалогическую, «подражательную» (génos mimêtikón), какъ говорили въ древности, или «драматическую» (dramatikón), состоящую изъ сообщенiй действующихъ лицъ, приводимыхъ въ прямой речи. Трактовка каждой изъ обеихъ частей была различна. Отдельные ...
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. § 3. Влияние орфиков на государственную религию Афин в VI веке.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: брак и институт герэр), установление тесного культового общения между религией Диониса и в свою очередь преобразованными мистериями Элевсина - все это возможно было провести в жизнь лишь при посредстве орфической мистики. Она углубила связь весенней радости Анфестерий с культом усопших и упрочила значение Древнего навьего дня в дионисийском литургическом цикле. Она же несомненно способствовала резкому разграничению дифирамба и трагедии от «драмы сатиров», служения Дионису возвышенного и важного (spudaion) от дионисийской разнузданности и резвости (satyrikon); она насадила в Афинах 2 мусический культ Диониса Мельпомена, выдающий влияние элевсинских действ на раннюю аттическую трагедию и отданный в ведение рода Эвнидов-певцов 3, организованных наподобие элевсинских Эвмолпидов. Орфический элемент изначала окрашивает аттическую трагедию, придает ей литургическую торжественность: она в Афинах, по выражению Аристотеля, apesemnynthe - сделалась «важной, велелепной и священственной». Не могли не оказать на нее глубокого воздействия и древнейшие орфические действа, справляемые родом Ликомидов в аттическом деме Флии4, где главными божествами чтились Великая Богиня (Гея) и ее мужской умирающий и воскресающий коррелят, рано отожествленный с Дионисом растительным - Флием и Анфием; во Флии изображалось, по-видимому, и растерзание младенца-Диониса титанами. Самоограничение аттической трагедии пределом героической саги, с устранением прямого изображения деяний божественных, было...
    3. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VIII. Буколы. § 3. Мужской прадионисийский культ быка.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: как почитание божества, не ограниченного в своих проявлениях кругом своего племени, но живого и действенного повсюду, - она порождает соединения людей, связанных между собой общением обрядовых тайнодействий (orgia kai teletai, mysteria). Едва становится возможным принятие этой религии иноверцами, «обращение» в Дионисову «веру» (пример такового мы имеем в рассказе Геродота о царе скифской Ольвии), возникают оргии посвященных и, следовательно, фиасы: ибо уверовать в Диониса, значит принять его оргии. Большей частью фиасы примыкают к роду, носителю обрядового предания; но они могут установить и quasi-родовую традицию, определиться как фиктивно-генеалогический союз оргеонов, «род» (genos) в расширенном и условном значении этого слова (срв. выше, стр. 63). К этому присоединяется то огромной важности обстоятельство, что оргии в исконной триетерической их форме - достояние одних [149] женщин. Мужское служение должно быть отдельным от женского; мужчинам не звучит призыв «в горы!» - и Кадм с Тиресием, увенчавшись плющом, не последуют за сонмом вакханок....
    4. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. §§ 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия. [181] 7. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия Благодаря счастливой конъектуре Кейля, Рейценштейну удалось разгадать истинный смысл слов герметического «Пемандра»: «и была расчленена моя первая составная форма» 1. У герметика Зосима тот же процесс духовного возрождения описывается в следующем видении: «приспешил некто, быстро бегущий, на рассвете, и одолел меня, и рассек ножом, и расчленил меня по составу согласия моего, и содрал кожу с головы моей, и мечом - меч был при нем - отделил кости мои от плоти моей, и опять сложил кости с плотию, и жег меня огнем из руки своей, доколе я не научился, переменяя тело, быть духом» 2. В описании другого однородного видения у Зосима исполнителями рассечения являются двое: один с ножом, другой, идущий сзади, - с обоюдоотточенным (т. е. критским и древнейшим дионисийским) двойным топором 3. Эти визионарные изображения герметических посвящений, очевидно, воспроизводят древний обряд: так именно и заключил Рейценштейн. «То обстоятельство, - говорит он, - что в магических формулах харранитов (Dozy-Goje, р. 365) и в переводной с греческого арабской алхимической литературе (Berthelot, la chimie au [182] moyen äge II, 319) заметны следы воззрения,...
    5. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава III. Прадионисийский корень менад. § 2. Магнетская надпись. Менады-родоначальницы.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: посланы в Дельфы: Гермонакт, сын Эпикрата, и Аристарх, сын Диодора. Бог изрек: Вы, что в удел у Меандровых струй улучили твердыню, Нашей державы надежный оплот, о магнеты, пришли вы Вещий из уст моих слышать глагол: Диониса явленье, В полом расщепленном древе лежащего, юноши видом, Что знаменует? Внемлите! Кремля воздвигая громаду, Вы не радели владыке сложить пышнозданные домы. Ныне, народ многомощный, восставь святилища богу: Тирсы угодны ему и жреца непорочного жертвы. Путь вам обратный лежит чрез угодия Фивы священной; Там обретете менад из рода Кадмовой Ино. Оргии жены дадут вам и чин благолепный служений, И Дионисовы сонмы священнопоставят во граде. Согласно божественному вещанию, чрез священновопрошателей приведены были из Фив три менады: Коско, Баубо и Фессала. И Коско собрала сонм (фиас) тех, что у чинары; Баубо же - сонм, что перед городом; Фессала же - сонм Катабатов (нисходящих). По смерти были они погребены городом. Прах Коско покоится в селении Коскобуне (холм Коско), Баубо - в Табарне, Фессалы - близ театра. Эта надпись не только подтверждает известия о коллегиях менад и наблюдения о их насаждении центральной религиозной властью, [61] т. е. дельфийским жречеством, в Спарте, Ахайе, Элиде 1, но и проливает свет на традиционные нормы организации женских оргий. Мы...
    6. Эпос Гомера. IX. Аэды.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: эпоса была тризна, то въ эту эпоху онъ сделался частью пиршества. Пиръ до позднихъ временъ сохраняетъ следы религiознаго обряда; eгo правятъ по уставному чину, не только для веселья и беседы, но и для поминовенiя предковъ. Питье и возлiянiе вина въ честь умершихъ составляетъ часть греческой попойки (симпосiона) и после того, какъ пиръ изменилъ свой прежнiй характеръ введенiемъ въ обиходъ цветочныхъ венковъ и флейтъ. Почетное положенiе аэдовъ при дворахъ племенныхъ воеводъ объясняется религiознымъ значенiемъ певца на пиршестве, где онъ является какъ бы священнослужителемъ предковъ. Двухъ такихъ певцовъ мы знаемъ изъ Одиссеи. Одинъ зовется Фемiй, отъ слова phêmê — «молва», «слава», какъ голосъ и уста народной славы, сказитель того, что слыветъ и славится; другой — Демодокъ, сынъ Терпiя, т. -е. Народомыслъ, сынъ Сладослава. Итакъ, певцы какъ бы лишены личныхъ именъ и именуются по своему веселому, сладкогласному, выражающему мысль и мненiе народа, ремеслу. Санъ и призванiе аэдовъ определяются въ следующихъ местахъ Одиссеи: Всеми высоко честимы певцы; ихъ...