• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PRIORI"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Размышления об установках современного духа
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    2. Религиозное дело Владимира Соловьева. Примечание
    Входимость: 1. Размер: 162кб.
    3. Религия Диониса. Глава I. Пол и тризна.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Размышления об установках современного духа
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    Часть текста: щедро одаряющему, вечно зачинающему — к этому видимому солнцу за руководством естественно обращаемся мы все, ныне и присно. Но в наше время мы полагаемся на него, коли не обманывает вид вещей и гул голосов, полнее, непосредственнее, самозабвеннее, чем то делали нахмуренные, озабоченные дети девятнадцатого века. И, когда ригористы той старой формации (немного их осталось) пытаются абстрактными построениями и пуританскими сомнениями подорвать наше безусловное доверие к началу жизни неисчерпаемой, полной неожиданностями, преодолевающей и установившиеся представления и предрассудки, тогда мы решительно и вызывающе противополагаем их сухому доктринерству какое-нибудь причудливое изречение вроде афоризма Ницше (который, впрочем, любят повторять, и мирные прагматисты): «Истинно лишь то, что стимулирует, вздымает, укрепляет жизнь». Потому что: «Да здравствует жизнь!» есть наш постоянный, излюбленный припев, а торжественное и праздничное установление культа жизни есть наше фактическое опровержение пессимизма прошлого столетия. Сразу после катастрофы, потрясшей мир, под угрозой назревающего катаклизма, который предрекают гадатели, вопреки всей ненависти и вражде, всем насилиям и неистовствам — вопреки всему этому воля к жизни проявляется отнюдь не ущербной и поруганной, а окрепнувшей, точно помолодевшей, и нарастает потребность испытать, обрести, довести до последних пределов, охватить все, что может предоставить земное существование. И странно: в нас к такому дерзостному любопытству по отношению к жизни присоединяется почти фаталистическая покорность ее смутному непостижимому закону. Нам надоел рационализм, и мы охотно...
    2. Религиозное дело Владимира Соловьева. Примечание
    Входимость: 1. Размер: 162кб.
    Часть текста: измененное заглавие, под которым статья и воспроизводится в этом томе собрания сочинений В. И. Среди роскошного богатства строго и изящно систематизированных и систематизации неподдающихся идей, узрений, интуиций Владимира Соловьева и Вячеслава Иванова, мы пытаемся выбрать для ближайшего анализа лишь те высказывания, с которыми связаны теоретическая мысль и духовный путь В. И.; и, так как нами здесь сказанное есть лишь комментарий к этюду В. И. о Вл. Соловьеве, то естественно, что предметом нашего рассмотрения является тема самого этюда, т. е. проблемы религиозного сознания. «Он был и покровителем моей музы, и исповедником моего сердца», писал В. И. через семнадцать лет после смерти Владимира Соловьева, вспоминая время своего общения с ним — годы 1896—1900. («Автобиографическое письмо». См. II, 20). В начале июля 1900 г. В. И. и жена его, Лидия Димитриевна Зиновьева, поехали в Петербург, к Соловьеву. Он жил в какой-то гостинице. Сразу заговорили о стихах. В. И. спросил Соловьева, одобряет ли заглавие «Кормчие Звезды» для его первой, готовящейся к печати книги лирики. «Номоканон», — воскликнул Соловьев, — скажут, что автор филолог. Но это ничего. Очень хорошо, очень хорошо». Номоканон, византийское собрание непреложных соборных постановлений, было в переводе названо «Кормчею Книгою». Соловьев сразу понял: «Кормчие ...
    3. Религия Диониса. Глава I. Пол и тризна.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: уже была „дiонисической”,прежде чемъ определилась какъ почитанiе Дiониса, какъ религiя „Дiонисова” : это — жертвенное служенiе силамъ мiра загробнаго и половой оргiазмъ, — два противоположныхъ полюса единаго экстаза*). Культъ пола — одна изъ существенныхъ чертъ Дiонисовой религiи. Обрядовыя процессiи, имевшiя предметомъ ею прославленiе, составляли важную часть народныхъ вакханалiй, которыя уже Гераклиту кажутся по этой причине предосудительными. Богатая символика свидетельствуетъ о томъ же въ огромномъ числе дiонисическихъ изображенiй, причемъ самъ Вакхъ, являясь душою страстнаго оживленiя окружающнхъ его природныхъ силъ, не принимаетъ участiя въ ихъ вольной игре и обычно чуждается аттрибутовъ, свойственныхъ божествамъ производящей силы. Два объясненiя возможны. Этнографiей и сравнительною мифологiей заверено, что обоготворенiе пола входитъ въ культовой кругъ религiй растительныхъ. Вошли ли элементы полового культа въ религiю Дiониса только съ сельскимъ оргiазмомъ, въ ту пору, когда она сделалась религiей виноделовъ, садоводовъ и пастуховъ? Или же они были ей присущи изначала? Намъ кажется, что въ техъ богопочитанiяхъ, где мы встречаемъ половое начало, оно всегда составляетъ ихъ первичный стержень и какъ бы становой хребетъ. Его корни проникаютъ всю психологiю первобытнаго человека; и когда речь идетъ объ оргiазме, a priori должно считать вероятнымъ его соучастiе. Но если въ дiонисическомъ культе первична тризна, — есть ли место на тризне утвержденiю полового начала? Несомненно. Обширная и самостоятельная сфера эмоцiональныхъ состоянiй, ему отвечающихъ, не только психологически, но и логически связана съ почитанiемъ душъ. Она противопоставляетъ смерти рожденiе и возрожденiе и, сочетаясь съ представленiями о существованiи загробномъ и о мiре ночного солнца, творитъ целое двойственной идеи бога Дiониса. Половое соединенiе полярно смерти, и похоронамъ ответствуетъ свадьба. Именно культъ хтоническаго,...