• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "OPUS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Laeta
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    2. Мысли о поэзии
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    3. Форма зиждущая и форма созижденная
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Laeta
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: блажен. Здесь мне сладок ночлег; но сладостней здесь пробужденье:       Жажду жить, созерцать, и познавать, и творить. Здесь бы поставил я прочный алтарь усталым Пенатам —       Странник бездомный! — и вот подпись на том и печать: Вечный очаг Всебогини, Всематери, — вечный Всебога, —       Сей Пантеон! Шлю его, друг, не случайно тебе! Вспомнил я в нем и почтил нашей юности светлую веру:       Держит над юношей власть дивный, таинственный Пан! Все нам являло живого, сокрытого; небо пустело,       Но раздавалась в лесах дальняя бога свирель... Деспот незримый, в соборе богов он жил и с трапѐзы       Всех кумиров вкушал в храме всебожья — всебог. Кругом был вечного дом под шатром золотой полусферы:       Кругом — владенье земли под полусферой небес. В око разверстого свода днем Зевс, озирая кумиры,       Сам его дом озарял с невозмутимых вершин. Гаснули своды — в отверстый зенит нисходило Селена:       Гротом счастливейших Нимф мнил он созданье людей... Ныне — чужие кругом алтари. «Победитель Природы»,       Юной Мадонны у ног юный почил Рафаэль. Дух победил, и вселился во храм. Но древние камни       Древней Природе поют тот же немой дифирамб! Нет изваяний, ни бронз; вот морщины, вот раны: но старец —       Храм, как незрячий Гомер, вечною дышит весной. Нет покровов, но те же черты, то же солнце, — и громче       Древней Природе звучит, строже немой дифирамб!.. Многих поклонник богов, я сам, язычник беспечный,...
    2. Мысли о поэзии
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: на́говорных звукосочетаний, — как и прорицание, испрашиваемое людьми, не должно, да и не может быть им до конца понятно: сновидческое откровение многосмысленно. Нечто подобное наблюдается в церкви первых веков, как о том свидетельствуют «глоссолалические» тексты. «Пророчествующие» времен апостольских частию проповедовали общине, частию же «говорили к ангелам», и эта «заумная» беседа с ангелами казалась слушателям, по своей невразумительности, иноязычною. В ту раннюю пору, когда вещий певец (vates) заклинал или пророчил, когда хоровой пэан отвращал чуму по свидетельству Гомера и поражал страхом вражье воинство по описанию Саламинской битвы у Эсхила, когда пляска и маска привлекали божественные силы к овладению человеком и заставляли обаянного ими испытывать чудо превращения, ужас и восторг инобытия, — то, что впоследствии стало художеством, «мусическими искусствами» эллинов, еще служило только богам, а не услаждению смертных. И сама «слава», которая составляет существенное назначение позднейшей поэзии, т. е. хвалебное величание, или просто упоминание, наименование в высокой песни, — была заздравным поминанием пред лицом небожителей или подземных владык. Искусства, себе довлеющего, тогда еще не было, всё было «богослужебный обряд и священное...
    3. Форма зиждущая и форма созижденная
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: и отводить ей место наряду с риторикой. Но: искусство есть творчество красивых вещей, а «разум красоты», ratio pulchri , как говорили схоластики, есть форма. Всё искусство направлено на создание форм. Форма — не средство, а цель; и ничего нет столь тайного и несказанного, что не смогло бы обратиться в эпифанию формы посредством искусства. Существенно отлична форма искусства от формы риторического рассуждения; форма искусства отнюдь не хочет быть одеянием или вместилищем мысли самого художника или познания, полученного им извне. Если б это случилось с каким-нибудь энтузиастическим и сектантским поэтом лукрецианского типа, то, разумеется, не познавательная, а эстетическая сторона его произведения обеспечила бы ему место в области искусства. Ошибочной является всякая критика, исходящая из раздельного рассмотрения содержания (т. е. какого-то понятия, извне полученного, и потому гетерогенного и гетерономного искусству уже и по самому своему определению) и формы, т. е. способа представить такое содержание точно и изящно: ведь искусство не есть механическое соединение какого-то ЧТО с каким-то КАК, а целостное двойное КАК, — т. е. как художник выражает и как он видит мир. Изображая свое видение, художник вовсе не претендует на его реальную объективность; однако, если б видение его не было в какой-то мере знаменательным, т. е. если б оно не было знаком реального инобытия, оно не было бы ни сообщительным, ни действенным. Отличительной чертой подлинной художественной деятельности является почти бессознательная мудрость КАК,...