Поиск по творчеству и критике
Cлово "INST"
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: Артемида, Великая Матерь, Ариадна, Афродита, Исида, Гера, Афина. Единственной сопрестольницей Диониса у фракийцев, по свидетельству Геродота, была Артемида; преимущественно перед другими богинями сочетается она с ним и в эллинстве. Фракийская дева-охотница и хищница Гарпалика (Harpalyke), которую отец Гарпалик (т. е. «хищный волк», Ликург) вспоил молоком кобылиц и диких зверей, пойманная в сети - черта артемисийская! - земледелами и пастухами и ими убитая по убиении ее отца, а потом прославляемая на своем кургане амазонки кровавыми обрядовыми поединками и знаменуемая тотемом козы, - представляет собою страстную героическую ипостась древнейшей Артемиды, как ее отец - пра-Диониса Арея. Та же, по-видимому, Гарпалика, у эллинов дочь Климена и невеста Аластора, мстит отцу за кровосмесительную к ней страсть предложением в снедь плоти убитого ею младшего брата. Оба фракийские оргиастические божества, объединяемые в обрядовой символике общим атрибутом двойной секиры 1, кажутся силами, ищущими одна другую и вместе взаимно противоборствующими: в них воплощается половая полярность древнейшего оргиазма. Икарийское обрядовое предание, с его контаминацией оргиастических элементов Дионисова культа и Артемидина (к которому относятся и тип Эригоны, и обряд эоры), знаменательно обнаруживает эту культовую слиянность, запечатленную стародавним...
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: у эллинов in statu nascendi раньше эпоса и, поскольку передала последнему и свой патетический характер, и свою амебейность, должна быть предполагаема его праматерью (срв. гл. X, § 1). Спрашивается, как долго сохранялись остатки народного действа преимущественно на материке Эллады, в то время как в малоазийских колониях, на основах феодального быта, развивалось искусство аэдов. Миметические пляски характера воинственного, уже только типически изображающие единоборство и гибель воителя, известны наравне с приуроченными к определенному месту и имени героя стародавними обрядовыми действами, каковы фракийские поединки на кургане Гарпалики (стр. 97). Так, Ксенофонт в своем повест- [230] вовании об отступлении десяти тысяч эллинов дает следующее описание воинских потех в эллинском стане, коими сопровождалось угощение пафлагонских послов: «Когда совершены были возлияния и спет пэан, первыми встали фракийцы и под звуки флейт плясали в оружии; высоко и легко прыгали они, размахивая ножами; под конец же один поражает другого, как всем показалось - насмерть, но тот лишь притворился убитым. Пафлагонцы вскричали, а нанесший удар снял оружие с побежденного и удалился с песней во славу Ситалка; другие же фракийцы вынесли мнимого мертвеца. После того выступили фессалийцы из Эна и Магнесии и исполнили в оружии пляску, именуемую «Карпеей». Вот в чем она состоит. Один, сложив оружие наземь, представляет сеющего и...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: и обрядовой драме местныхъ хтоническихъ и героическихъ культовъ. Но истиннымъ очагомъ образованiя Дiонисовой религiи должно признать отдельныя племена или общины, сохранившiя первичный оргiазмъ во всей дикости и ужасе его исконныхъ проявленiй. Эти общины, творившiя своего бога, были, повидимому, еще въ глубокой древности искоренены практикой своего человекоубiйственнаго служенiя. Есть преданiе 1*), что некiе Бассары сами истребили постепенно все свое племя оргiастическими убiйствами и каннибальскими жертвами: „они, нападая, кусали другъ друга, и питались кровью”. Это известiе не можетъ быть признано историческимъ въ прямомъ смысле уже потому, что племя Бассаровъ — безыменно: имя „Бассары” (все равно, что Сабы или Вакхи) означаетъ только племенной культъ, дело идетъ о религiозной общине Бассарея, или фракiйскаго Дiониса. Известiе Порфирiя есть обобщенiе и, какъ свидетельство типическое, оно прiобретаетъ ценность, согласуясь съ совокупностью данныхъ о занимающемъ насъ религiозно-историческомъ явленiи. Въ немъ характеристично то, что культъ Бассарея (правда, еще только вырабатывающiй своего бога) является достоянiемъ племени или клана; и, обратно, именно эта черта служитъ ручательствомъ за историческую достоверность сообщенiя. Культъ въ...