• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "HELIOS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. § 4. Эзотерическое развитие начал народной религии в орфической общине.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. §§ 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    3. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. § 5. Египетские элементы в ранней орфической доктрине.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. § 4. Эзотерическое развитие начал народной религии в орфической общине.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: дионисийской догмы совершается в лоне орфической общины. Это не создание новой религии, но систематизация наличных религиозных представлений и мистическая интерпретация культа. Орфический гнозис опирается на предание; то, что мы называем «теократией», говоря о явлениях упадка национальных религий, начинается, на самом деле, в древнейшей религиозной истории - там, где кончается местный культ. Орфики продолжают теогонический и космогонический эпос: так, Гесиодову схему последовательности больших веков, или возрастов человечества, они развивают в метафизическую доктрину, по которой за золотым веком Светодавца-Фанеса следует серебряный - Кроноса, а за этим титанический век, открьшающийся растерзанием предвечного младенца - Диониса-Загрея 3. В учении о Дионисе орфики примыкают к уже сложившимся верованиям. Народ не только отвлек понятие жертвоприносимой божественной сущности из жертвенного обряда, но и назвал абстракт героических страстей - бога Героя, подземного «сильного» преимущественно перед другими «героями», несущего и объемлющего их своим божеством, - сыном отчим Дионисом, выделив из существа верховного Зевса ряд исконно Зевсовых (прадионисий- [175] ских) атрибутов и усвоив их его страстной ипостаси, его страдающему и умирающему сыну. Сотворив лик бога, народ переселил его, между прочими вместилищами его силы, и в солнце. Ибо, если нельзя отрицать, что сторонники солярной теории в иных случаях бывают правы, поскольку некоторые лики народных мифологий кажутся, в самом деле, выведенными путем олицетворения из представлений о солнце, - то в данном случае перед нами типический пример обратного процесса - пример вселения в солнце самостоятельно обретенного божественного лика. В качестве бога страдающего и...
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. §§ 7-9. Древность понятия ипостасности и позднейшая орфическая теократия.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: из руки своей, доколе я не научился, переменяя тело, быть духом» 2. В описании другого однородного видения у Зосима исполнителями рассечения являются двое: один с ножом, другой, идущий сзади, - с обоюдоотточенным (т. е. критским и древнейшим дионисийским) двойным топором 3. Эти визионарные изображения герметических посвящений, очевидно, воспроизводят древний обряд: так именно и заключил Рейценштейн. «То обстоятельство, - говорит он, - что в магических формулах харранитов (Dozy-Goje, р. 365) и в переводной с греческого арабской алхимической литературе (Berthelot, la chimie au [182] moyen äge II, 319) заметны следы воззрения, согласно которому разъятие тела на части и, в особенности, отделение головы от туловища имеет последствием вхождение пророческого духа в мертвого, - подтвердило мое предположение, что в этих поздних видениях еще живы представления глубокой древности о смерти и связанных с нею чарах. Восстановлению состава, или «сочленению логоса» (synarthrosis tu logu), предшествует распадение состава, или расчленение, тела (lysis, diamelisis tu skenus), понимаемое первоначально в смысле буквальном и чувственном. Часто встречающееся выражение «собирать себя», или свои части (syllegein heauton), должно соответствовать древнему обычаю погребения, соблюдение которого представлялось условием возрождения...
    3. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава IX. Дионис орфический. § 5. Египетские элементы в ранней орфической доктрине.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: доктрине. [176] 5. Египетские элементы в ранней орфической доктрине Народ знал на земле дикого охотника - Загрея, ловца душ, увлекаемых им в подземный мрак, - Актеона, истуканы которого связывались узами, - и другие лики и имена того же Сильного Ловчего, чья лютая свора растерзывает путника, застигнутого в горах призрачной охотой. «Это - владыка душ, Дионис, - подсказывали орфики, - его нужно благославлять. И Зевсов отрок, пожранный титанами, не кто иной, как тот же Сильный Ловчий, Загрей Дионис». (См. гл. I, § 7, стр. 31-33). Прямо отожествить Диониса с «подземным Зевсом» (Zeus kata-chthonios - Илиад. IX, 457) было нелегко, да притом и не нужно 4. «Последний суд вершит над мертвыми другой Зевс, - тот, что в царстве Аида», - говорит Эсхил 5, провозглашающий себя у Аристофана питомцем элевсинских таинств: «Деметра воспитала дух и [177] разум мой; достоин я твоих мистерий» 1. Но, как элевсинец, он имеет особенные, таинственные поводы различать подземного судию от его сыновнего лика - Диониса-Иакха. Зато Гераклит по-своему разрубает узел: «один и тот же бог -Аид и Дионис, его же во имя безумствуют и исступляются». И это отожествление отчеканено в общераспространенном орфическом стихе: Вакх на земле живущим, в земле опочившим Аид он 2. Трудность упомянутого отожествления в религии экзотерической проистекала из той чисто исторической причины, что подземный Зевс был, по своей сущности, пра-Дионис 3, и новоявленный сын Зевсов не...