• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "GENESIS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Эпос Гомера. V. Догомеровское многобожие. - Почитание героев.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава X. Пафос, катарсис, трагедия. § 1. Понятие и древность «страстей». Обрядовый дуализм и его последствие: катарсис как коррелят пафоса.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Эпос Гомера. V. Догомеровское многобожие. - Почитание героев.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: силъ центростремительныхъ. Даже такiя исконно-общiя всему эллинству и выросшiя изъ до-эллинскихъ корней религiозныя представленiя, какъ представленiе о верховномъ Зевсе, или Дiе, были столь нетожественны y разныхъ племенъ и родовъ, что объединяло ихъ разве лишь имя божества, идущее изъ самой колыбели арiйской расы. Ho такъ какъ различiе обрядовъ вело съ собою и творчество новыхъ, обрядомъ установляемыхъ, именъ, на которыя разно откликались боги и которыя потребны были въ значительномъ количестве, чтобы настойчиво привлекать божественную помощь, отвращать угрозу и всячески воздействовать на сверхъестественныя могущества заговорною силою, лежащею въ слове и въ имени,— то многоименность божествъ и многообразiе обозначенiй, прилагаемыхъ къ одному и тому же религiозному понятiю, служили новымъ толчкомъ къ расчлененiю и раздробленiю коренного единства религiозныхъ основоположенiй. Отсюда проистекло затемненiе первоначальнаго значенiя многихъ предметовъ частно-племенного верованiя;...
    2. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава X. Пафос, катарсис, трагедия. § 1. Понятие и древность «страстей». Обрядовый дуализм и его последствие: катарсис как коррелят пафоса.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: коррелят пафоса. [192] X. Пафос, катарсис, трагедия 1. Понятие и древность «страстей». Обрядовый дуализм и его последствие: катарсис как коррелят пафоса Отличительный чертой эллинской религии, налагающей на нее отпечаток глубокого своеобразия, является изначальная и всеобщая проникнутость ее в обряде и мифе началом пафоса (pathos). Пафос, применительно к объектам культа, есть представление о страстном как возбуждающем скорбь и сетование состоянии существа боготворимого, применительно же к свершителям культа - отраженное и подражательное переживание того же состояния, энтузиастическое сочувствие ему в душевном опыте и в соответствующих внешних оказательствах и выявлениях испытываемого аффекта 1. Боги эллинства были издавна человекоподобны - не только по внешнему обличию, но и по душевному складу и жизненной участи, что во времена догомеровские стирало грань между ними и богоподобными смертными и могло, при благоприятствующих тому обстоятельствах, делать их, наравне с «героями», предметом оплакивания. Из благороднейших чувств, связующих человека с его божеством, эллин знал не только благодарность и благоговение, но и плач над своим богом. [193] Говоря о патетическом начале в вышераскрытом смысле этого слова, как об отличительной черте эллинского богопочитания, мы не забываем ни классической страны плакальщиц и ритуального искусства плачей - Малой Азии, ни патетических обрядов Египта и Сирии. Мы имеем в виду национальные и как бы автохтонные корни эллинского пафоса, каким он раскрывался в исконном почитании умерших и в основных представлениях о божестве еще в эпоху до малоазийской колонизации, - что позволяет нам рассматривать указанное явление как самобытно-эллинское. С другой стороны, мы имеем в виду его качественное различие от чужеземных страстных служений, его особенный внутренний характер в эллинстве: ибо у одних эллинов оно обусловило...