Поиск по творчеству и критике
Cлово "EPIST"
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: привыкли воображать безыменными и какъ бы безличными пересказчиками старинныхъ былей, голосомъ и устами коллективно творящаго мифъ и вспоминающаго достославное былое народа. Между темъ, многозначительныя указанiя y Гомера представляютъ намъ самихъ героевъ поющими, при сопровожденiи струннаго инструмента, славы своихъ богатырскихъ родичей. Такъ, въ IX песни Илiады, посольство, отряженное изъ ахейскаго стана къ Ахиллу, находитъ eгo сидящимъ y палатокъ, съ драгоценною лирой въ рукахъ: «лирой онъ духъ услаждалъ, воспевая славы героевъ». Герой Ахиллъ — искусный лирникъ: учился онъ лирной игре, какъ повествуетъ позднейшiй мифъ, y фессалiйскаго кентавра Хирона. Когда Александръ Македонскiй вошелъ въ стены современной ему Трои, жители поднесли ему древнюю лиру, которая, по преданiю, слыла лирою Александра-Париса (итакъ, и Парисъ былъ лирникомъ; срв. Ил. III, 54); но македонскiй завоеватель, считавшiй себя какъ бы воскресшимъ Ахилломъ, потребовалъ y троянцевъ лиру Ахилла. Прiамовъ сынъ Анхисъ, пастухъ стадъ, посвящаетъ свои досуги бряцанью на лире (по гомеровскому гимну къ Афродите, ст. 80). Если другiе герои Гомера не представлены лирниками и сказителями, то все же некоторые изъ нихъ, въ особенности старцы, какъ Несторъ, видевшiй многiя поколенiя людей и помнящiй древнихъ богатырей сверхчеловеческой силы, совершавшихъ подвиги, какiе не по плечу eгo молодымъ современникамъ,— или Фениксъ, более позднее созданiе эпоса, коему приданы многiя черты Нестора,— столь словоохотливо, искусно и эпично вспоминаютъ...
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: и катартики, религиозных дисциплин о целительных освящениях души и тела2. В сущности, автор «Поэтики» повторяет старую религиозную истину о дионисийском очищении; но он ищет придать ей новое освещение, толкуя ее чисто психологически и независимо от религиозных предпосылок. Правда, эта независимость только кажущаяся. В самом деле, с религиозной точки зрения, присутствие при священном действе, подражательно воспроизводящем страсти божественные или героические, есть приобщение страстным оргиям Диониса; он же, как податель очищения, и Разрешитель (Lysios). Аристотель не хочет говорить о религии; но и для него присутствующие при подражательных действах заражены общим аффектом, соучастники единого пафоса 3. Далее, мысль, что трагедия именно чрез возбуждение аффектов приводит зрителя к «очищению», обращает нас к исконной практике катартического врачевания: древнейшее предание о дионисийской телестике, у Гесиода, уже являет нам контраст между правым безумием вакхических оргий и пагубным неистовством отвергших оргии дочерей Пройта 4, причем исцеление достигается посредством энтузиастических плясок (entheoi choreiai). Аристотель имеет в виду религиозную психиатрию патологических состояний корибантиазма и энтузиазма, принципом которой было искусственное усиление экстаза путем возбудительных влияний до степени его гармонического разрешения, - как и сам он, впрочем, говорит о «священных мелодиях, опьяняющих душу» (разумея оргиастическую авлетику), что подверженные экстазам успокаиваются от таковых, как если бы они испытали некое врачевание и очищение ...