• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (sport.niv.ru)
  • Жрец озера Неми (Лунная баллада)

    ЖРЕЦ ОЗЕРА НЕМИ

    Лунная баллада

    Я стою в тени дубов священных,
    Страж твоих угодий сокровенных,
    Кормчая серебряных путей!
    И влачит по заводям озерным
    Белый челн, плывущий в небе черном,
    Тусклый плен божественных сетей.

    И влачатся, роясь под скалами,
    Змеи-волны белыми узлами;
    И в крылатых просветах ветвей,
    Дея чары и смыкая круги,
    Ты на звенья кованой кольчуги
    Сыплешь кольца девственных кудрей.


    В эту ночь придет ли мой соперник,
    Чистая, стяжавший ветвь твою,
    Золотой добычей торжествуя,
    Избранный, от чьей руки паду я,

    Обречен ли бранник твой, Диана,
    Новой кровью жадный дерн кургана
    Окропить и в битве одолеть?
    И сойдешь ты вновь, в одеждах белых,

    Поцелуй небес напечатлеть.

    И доколь, кто тайн твоих достоин,
    Не придет, я буду, верный воин,
    Жрец и жертва, лунный храм стеречь,

    И ловить твоих касаний трепет,
    Льющихся на мой отсветный меч.

    Примечания

    «ЖРЕЦ ОЗЕРА НЕМИ». Эта «лунная баллада» появилась в Альманахе «Факелы», кн. 3. СПб. 1908. Близ Рима, над озером Неми с древнейших времен стоял храм в лесу Дианы. В темных водах бывшего кратера отражался бор. Издревле «Зеркалом Дианы» звал народ озеро Неми. Одно из священных дерев того леса имело золотую ветвь. Хранителем ее был жрец богини-девы. И пороге по ночам проникал в тайную ограду пришлец и, когда удавалось ему дерзко и обрядно схватить ту ветку золотую, тогда обнажал свой меч «Царь Леса» — хранитель святилища — и вступал с похитителем в бой. Состязание всегда кончалось смертью: верный воин Дианы убивал или бывал убит. Победив, он сохранял свой жреческий, царственный сан. Но пришлец убитый не подвергался поруганью; к нему, умершему, с приветом нисходила сама богиня. Ведь преступление его было испытанием и готовностью принять смерть за право стать хранителем ее святыни. Когда же пришлец победою добывал себе преемство, он — «достойный тайн» — становился новым жрецом, «Царем Леса», Rex Nemorensis, а прежний Жрец побежденный, убитый становился жертвой, жертвою угодной. И, принимая жречество пришлец уж знал, что неизбежно сделается жертвой: не подобало блюстителю золотой ветви доходить до старости и дряхлости. В полном обладании всех жизненных сил надлежало ему поставить достойнейшего хранителем и царем Леса.

    «Кормчих Звездах» он посвятил сонет описанию Spéculum Dianae. От древности дошли до нас несколько колон храма Дианы и письменные свидетельства об августовских праздниках в честь богини и об убийственном обряде воцарения ее жрецов. В наше время главным исследователем вопроса о таинственном престолонаследии священнослужителей Дианы Неморенской был Фразер, автор книги «Золотая Ветвь» (Frazer. «The golden bough»).

    Разделы сайта: