Примечания
«ПЕСНИ ИЗ ЛАБИРИНТА». В письме к Брюсову от 24. XI/7. XII. 04. В. И., прилагая рукопись — «Из ‘Лабиринта’ VII.», пишет: «Это стихотворение, дорогой Валерий, удачно заканчивает цикл «из Лабиринта» в Сев. Цветах. Я означил его «VII», так как четверостишье: И видел я робких оленей... лучше выделить в самостоятельную пьесу, под цифрой «IV». Ты говоришь по поводу «Лабиринта» о возможности большей концентрации. Эта отрывочность мне нужна, соответствует общему замыслу. Написано у меня и дальнейшее, но думаю, что в Сев. Цв. моя антология и без того нескромно длинна. Твой Вяч. P. S. Под заголовком «Из Лабиринта» можно поставить подзаглавие «Детство». Но и эти 7 фрагментов — только часть «Детства».»
«Из Лабиринта» впервые появился не в «Сев. Цветах», а в «Вопросах Жизни», 2, 1905. Ни в журнале, ни в CA упомянутое в письме четверостишье не было выделено «в самостоятельную пьесу». Оно изначально являлось и впоследствии осталось третьей строфой стихотворения, означенного цифрой III и носящего в CA заглавие — «Память». («И видел я робких оленей/ У черной воды ложбин/ О, темный рост поколений!/ О, тайный сев судьбин!»). Таким образом в печати этот цикл состоит всюду из шести стихотворений. В журнале цикл озаглавлен: «Стихи». «Из Лабиринта». Отдельные пьесы означены цифрами и не имеют отдельных заглавий. В CA они стоят под № по порядку и носят индивидуальные имена. Между рукописью стихотворения «VII», приложенного к письму, и текстом того же стихотворения в CA, обозначенного «VI» и озаглавленного «В Облаках» разночтения встречаются лишь в знаках препинания:
Строфа | Строка | в CA | |
1 3 6 7 8 9 9 |
2 4 1 1 1 2 4 |
дала — хранить. сонных, мрежей, — долог, возник! Лик? |
волны. дала хранить мрежей, долог; — из глуби черной — возник: |
Первая строфа существенно различна в рукописи и в «В. Ж.».
В рукописи: | Ночь пряжу прядет из волокон Пронизанной светом волны; Глядят голубые сны. |
В журнале: | И ночь прядет волокна Пронизанной светом волны. Глядят голубые сны. |
«Сестра» ср. в этом томе стр. 717.