• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Лицо

    ЛИЦО

    Д. С. Мережковскому

    Рассудит все — Огонь! Нам сердце лгать не может:
    Вождь верный нас ведет в вечерний Эммаус.
    Пришлец на берегу костер ловцам разложит, —
    Они воскликнут: Иисус!

    Дай сердцу разгадать Твой Лик в Твоей Личине,
    И Именем Твоим — устам Тебя наречь,
    О Ты, садовником представший Магдалине,
    Ты, обещавший радость встреч, —

    Ты, возвестивший суд, где нам не смыть улики
    Внезапной памяти разверзшихся зениц! —
    «Слепящий Солнцем Лик! Твои ль то были лики —
    На гноищах, во мгле темниц?»...

    Ты, Сущий, — не всегда ль и, Тайный, — не везде ли,

    Ты — глас улыбчивый младенческой свирели;
    Ты — скалы движущий Орфей.

    Примечание

    «ЛИЦО». Первоначальное наименование этого стихотворения, появившегося впервые в журнале «Новый Путь» (1904), было — «Лицо или Маска?» Оно представляло собою возражение В. И. на статью Д. С. Мережковского, помещенную в предыдущем № журнала и озаглавленную — «За и против». Там Мережковский писал: «Вячеслав Иванов верит, или хотел бы верить в него (Диониса) как в доселе живого, реального, действительно спасающего Бога. Возможна ли для нас такая вера? Маска нужна тому, кому еще не открылось Лицо. Но к чему маски, когда уже есть Лицо?» Мережковский приписывает В. И. именно то, что автор «Эллинской религии страдающего бога» с самого начала, неизменно, горячо отвергал. Он, конечно, слово бог, когда оно относилось к Дионису, с большой буквы не писал, он счел бы такое начертание кощунственным. Говоря о Дионисе, он неустанно повторял, что к нашей религии он никакого касательства не имеет, «Эллинская душа нашла себя только с обретением Диониса. Дионисийство одно дало эллинству то, что впервые сделало его эллинством — маску.» Для эллинов Дионис был богом. Для ЭЛЛИНОВ! Вот это словечко, на котором построено все учение В. И. о греческих мифах и верованиях, не упомянул, не заметил Мережковский. Обо всем этом не стоило бы теперь напоминать, если б обвинение В. И. в отождествлении Диониса и Христа не пустило в области критики глубоких корней, не пропавших и поныне: Святополк-Мирский в своей прекрасной истории русской литературы и Бердяев в своей последней книге «Самопознание» вслед за Мережковским все еще нечто подобное повторяют. (См. ниже стр. 707). Казалось бы, что достаточно первой строфы стихотворения «Лицо», чтобы упразднить все недоразумения. Христа надо узнать:

    Пришлец на берегу костер ловцам разложит, —
    Они воскликнут: Иисус!

    «Религии Диониса» и к его замечательному труду. В 1903 г. в Париже В. И. едва начал свои чтения по психологии дионисийского экстаза в Греции, как он получил из Петербурга от Мережковского предложение опубликовать лекции в его журнале «Новый Путь». После 1905 г. В. И. стал принимать деятельное участие в основанном Мережковским «Религиозно-Философском Обществе»; он в течение нескольких лет состоял руководителем целой секции. 2 февраля 1911 г. В. И. пишет М. О. Гершензону, находившемуся тогда в Петербурге: «... Завтра, часу в десятом, соберутся у меня член совета моей секции Рел. Фил. Общества на заседание. Мне хотелось бы иметь больше времени для разговора с Вами, и пот прошу Вас приехать пораньше.» Дружба с Мережковским, притерпев бурные споры и долгие периоды разлук, сохранилась неизменно крепкой до смерти обоих писателей. Мережковские, первые из старых русских друзей В. И., посетили его в Риме. С тех пор, т. е. с 1934 г. Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна во время своих ежегодных приездов в Вечный Город часто приходили в фантастическое жилье поэта на Капитолии.

    Разделы сайта: