• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Иванов В.: Дионис и прадионисийство
    Глава VIII. Буколы.
    § 8. Слияние прадионисийского буколического и женского Дионисова культа. Священный брак как символ союза.

    [158]

    8. Слияние прадионисийского буколического и женского Дионисова культа. Священный брак как символ союза

    Союз буколических и вакхических общин отчетливо напечатлелся на обряде Анфестерий. Бракосочетание царицы с Дионисом, как проницательно замечает Курциус, носит характер «соседской свадьбы». Ленеон - святилище виноделов, Буколион - пастухов. Царь принадлежит волопасам, царица - Дионису. С тех пор об Икарии говорят, что убили его виноделы и пастухи вместе, - хотя очевидно, что пастухи вначале вовсе не знали Икария.

    Буколы не могли сами по себе развить чисто дионисийской религии: мы не находим у них следов исконного женского оргиазма. Попытка доказать существование женских буколических фиасов, будто бы слывших под наименованием «коровьих» (boes, CIG. 3604,) была неудачна: она основывалась на неверном объяснении простого упоминания о пожертвованных Афине стадах и пастухах в пергам-ской надписи, удовлетворительно истолкованной Френкелем в смысле, уничтожающем упомянутую конструкцию. Дионис-пастырь (bukolos) известен: он пасет диких быков (poimen agraulön taurön), по словам орфического гимна; по Феокриту, - «в горных долинах сам Вакх загоняет, прекрасный, телицу» 1. Но нигде не встречаем мы коррелята: бог - бык, его служительницы - коровы. Когда Дионис-бык, его служители - пастыри быка; когда он сам - пастырь, его поклонники - стадо. Невозможным по существу предположенное соотношение между богом и менадами нам не кажется: элейские женщины призывают «достохвального быка», по-видимому, как чаемого супруга. Мималлоны - рогоносицы, как и Ио - корова. На Крите это представление намечено в мифах об оргийном Зевсе-быке. Но у эллинов оно не принялось: женский оргиазм издавна прорыл себе отдельное, широкое русло; его формы настолько сложились, что уже не поддавались чуждым воздействиям, и религия триетерии

    [159]

    не знает в своем круге Пасифаи. Показательно, что в трагедии Еврипида, несмотря на культовую связь Семелина чертога в Фивах с буколами, несмотря на богоявление самого Диониса в образе быка, несмотря на растерзание тельцов, вакханки остаются чуждыми буколической символике и неизменно являются охотничьей сворой Артемиды, хтоническими собаками ночных дебрей. Зато все мужское служение Дионису - и дифирамб в частности - всецело покоится на оргиастическом культе быка, древнейшей форме буколической религии.

    Буколы знали Зевса как бога-быка энтузиастических жертвоприношений. Менады знали Диониса как змия и божественного младенца, рождающегося из темных недр земных. Полнота Дионисовой религии - следствие соприкосновения этих двух культов, мужского и женского. Когда буколы Фив, - подобно Кадму и Тиресию в Еврипидовой трагедии, - приняли религию менад, Дионис родился в Фивах от Семелы 1. Наличность трех религиозных фактов обусловила возникновение этого мифа о рождестве Дионисовом: женский оргиазм, осознание Диониса как ипостаси сыновней и оргиастическое представление о боге-отце. Это последнее было отличительно для критской религии волопасов; женские же экстазы и откровение о младенце принесли менады. Неудивительно, что брачный чертог Семелы оказывается в фиванском священном участке буколов. Деревянный столп (stylos) бога, упавший в Семелин чертог с молнией, о котором был оракул: «столп фивянам да будет сам бог Дионис многорадный», - быть может, один из критских бетелей (ветилей, срв. empsychoi lithoi),- древнейший фетиш бога, - столп этот чудесно обвивается плющом горных высей 2. Самый тирс есть как бы вещественный знак союза между буколами и менадами: пастушеское копье, покрытое лесной дикой зеленью.

    Сноски

    Страница 158 :

    1 Theocr. XX, 33: ко kalos Dionysos en änkesi portin elaunei.

    Страница 159 :

    Hell. XIX (1895) и XXI (1897).

    öm. 418 Ρ; legetai de kai en chresmöi tini: stylos Thebaioisi Dionyssos polygethes. Schol. Eur. Phoen. 651: historei men Mnaseas, hoti tön Kadmeiön basileiön ke'raunöthentön kissos peri tus klonas phyeis ekalypsen auton - dio kai Perikionios ho theos eklethe para Thebaiois. Orph. hymn. 46: kikleskö Bakchon perikionion methydöten, kadmeioisi domois hos helissomenos peri panta estese kraterus brasmus gaies apopempsas. Колонна с маской Диониса на вазах, сопоставленных Flickenhaus'OM под названием «Ленейские вазы» (die Lenäen-Vasen 72. Winckelmann-Programm, Berlin 1912), может быть, культовая замена фиванского «столпа» в афинском thalamos.

    Раздел сайта: