• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Иванов В.: Дионис и прадионисийство
    Глава VII. Островной культ.
    § 7. Синкретизм культов материкового и островного. Малоазийские элементы в островном культе.

    [143]

    7. Синкретизм культов материкового и островного. Малоазийские элементы в островном культе

    Оба описанные культа подобны двум рекам, воды которых и по слиянии в одном русле долго сохраняют свою разную окраску. Некоторые основные оргиастические черты были общими чертами обоих изначала. К таковым принадлежит омофагия, равно свойственная фракийско-парнасскому кругу прадионисийства и кругу островному. Ибо Дионис-Омадий на Крите и таковой же на Хиосе, как и Дионис-Человекорастерзатель (Anthroporrhaistes) на Тенедосе 2, суть исконные местные пра-Дионисы. Напротив, обряды нападения и преследования, непосредственно связанные с отправлением женских триетерии, свойственны по преимуществу культу горных менад. В островном круге, далее, не играет той роли, как в материковом, дуализм в существе самого оргиастического бога, питающий свои корни во фракийской двуипостасности Арея и Диониса. Дионис мыслится, правда, двойственным, как это показывают его двойные маски; диада составляет его природу и выражается символикой цветов - черного и красного, или пурпурового, равно ему

    [144]

    принадлежащих 1. Но нет на островах того враждебного противоположения между Xanthos и Melas, какое мы встречаем в элевтерейской легенде. Смягчен и ужасный лик Дионисовой сопрестольницы (Бритомартис-Диктинна, Прокрида); в островном культе она не Агриония, и оттого мы не встречаем там ярких аналогий Загрею и Актеону или тевмесской лисице.

    Но если, как основа и уток, описанные два типа образовали ткань эллинской религии Диониса, то ее пронизал, как вотканные там и сям инородные, пестроцветные нити, еще третий элемент, издревле определительно влиявший на островную религию и оказавший на нее потом, по-видимому, повторное влияние; ибо его следы выделяются как нечто позднейшее и поверх привнесенное в уже сложившемся из тех двух главных начал составе: мы говорим о притоках из культовой сферы Реи-Кибелы. Миф о Ниобее свидетельствует о древности этого влияния на Элладу и о раннем сочетании его с дионисийством 2. Из Малой Азии пришли в царство эллинского Диониса силены с флейтами, потом плясуньи в пестро-тканных одеждах с тимпанами и кимвалами, львы3, тигры 4 и парды 5,

    [145]

    осел 1 и крылатые двойники бога, изначала родного стихиям земли, воды и огня, но не воздуха 2. Из Малой Азии, наконец, влилась в островной культ та роскошная и меланхолическая нега, которая дала основной тон эллинистическому вакхизму.

    Сноски

    Страница 143 :

    2 Euelpis Carystins apud Porphyrium de abstin. II, 55. (FHG IV, p. 408): ethyon de kai en Chioi toi ömadiöi Dionysöi anthröpon diaspöntes, kai en Tenedöi.

    Страница 144 :

    смерти. Thanatos у Гомера - porphyreos. Эсхилова Клитемнестра в своих заклинательных действиях при встрече Агамемнона знает, что делает, принуждая его войти в чертог по разостланным багряницам: она не только ищет вызвать ревность вышних богов, но и обрекает мужа подземным. Плутон изображается в пурпуровом хитоне, как и Дионис. Красноликие идолы Диониса известны в ахейской Фелле (Paus. VII, 26, 11), в аркадской Фигалии (ib. VIII, 39, 6), в Коринфе (ib., II, 2, 6). Эта Окраска знаменует вместе хтоническую и фаллическую природу бога, что в его культе тожественно. Odelberg (sacra Corinthia, p. 79) уместно сопоставляет с известиями о красных идолах слова Гесихия: hiereus Dionysu Eupolis Hipponikon sköptön hös erythron/tei opsei ktl.

    2 На горе Сипиле, где уже Гомериды знают Ниобею, показывалось место бракосочетания Зевса и Семелы, по схолиям к Илиаде XXIV, 615. И, конечно, не случайно Софокл, в хоре «Антигоны» поминая Ниобею, изображает ее на Сипиле окаменелой и увитой Дионисовым плющом.

    3 Львы в Дионисовом фиасе впервые появляются в островной лирике Алкмана. Образ Диониса-льва встречаем в островном гомерическом гимне богу и в Еврипидовой трагедии «Вакханки», выводящей Диониса из Азии. Ройт, богоборец Гигантомахии, разорван Дионисовым львом, или Дионисом-львом (Ног. Carm. II, 19, 24: Rhoetum retorsisti leonis unguibus).

    4 Река Тигр названа так от переправы через нее Диониса на тигрице, посланной Зевсом (Theophil, peri lithön), или от Вакхова овладения в образе тифа нимфой Алфесибеей, чей сын Мед, родоначальник мидян, называет поэтому реку Тигром: Hermesianax ар. Plut. de fluviis 24, 1 (VII, p. 325 Bern.). Эти поздние aitia основаны на издавна укоренившемся представлении о Дионисе как вознице или наезднике тигров.

    5 Пантера, неотделимая на вакхических изображениях от Дионисовой виноградной грозди, известна в оргиастической культе хеттов. Превращение менад в пантер у Оппиана (cyneg. III, 78 sqq.) - черта позднейшая.

    1 Осел - животное Диониса по многим изображениям. Дионис ведет под уздцы осла, на котором сидит Гефест, - на вазе Francois. Происхождение осла в Дионисовом культе - фригийское. Он способен к человеческой речи. На осле приезжает Дионис в Додону, чтобы излечиться от безумия (срв. Usener, Sintfluthsagen, S. 125). Дионис с фиасом на ослах пугает Гигантов ослиным ревом (Ps.-Eratosth. Catast. И, р. 92 sq. Rob.), - легендарный мотив, еще памятный творцу «Дон-Кихота». Тот же мотив встречаем в Амбракии, где осел отпугивает ревом молоссов; но здесь виновником спасения признается Аполлон, который и получает в виде благодарственного приношения бронзовую статую осла в Дельфах (Paus, X, 18, 4), - одно из обычных перенесений Дионисовых атрибутов на Аполлона.

    Дионис заимствует крылья, Ника у него - тирс (Kaibel ер. 924) в области дифирамбических агонов. От этого позднего типа надлежит отличать амиклейского Диониса Дсилакса (psila gar kalusin hoi Dorieis ta ptera - Paus. III, 19, 6). В древности придание Дионису крыльев должно было означать его отношение к душам умерших. Поэтому возможно, что загадочные брадатые головы с крыльями бабочки или пчелы, в самом деле, головы Диониса. Ему же никакой вид не чужд: он aiolomorphos (h. Orph. IV, 9, 5), polymorphos (ib. XIV, 1), polytropos, pröteus (Nonn, passim). Островной культ, сближая с ним божеств моря (Протей), особенно развил идею его многовидности и превращаемости (срв. выше, стр. 60, прим. 1). Крылатый Протогон орфиков (п. Orph. VI), родственный Дионису (tauröpos), едва ли мог влиять на тип бога.

    Раздел сайта: