• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Иванов В.: Дионис и прадионисийство
    Глава VII. Островной культ.
    § 5. Половой маскарад.

    [137]

    5. Половой маскарад

    К половой символике относится, далее, в островных культах обряд мужского переодевания в женские одежды. Следы этого обряда ведут на Крит, родину миметических изображений рождества Зевсова, где он послужил источником мифа о Тесее в Лабиринте, и откуда не только распространился по Элладе с Дионисовой религией (Осхофории), но и бросил свое отражение на героическую легенду, поскольку она была приведена в связь с этой религией, как о том свидетельствуют мифы об Ахилле у Ликомеда, о Дионисе у Ино 3, о Геракле у Омфалы. Причем внесению указанной обрядовой черты в мифе о Геракле предшествовало ее усвоение Геракловым культом: мы разумеем женский наряд Гераклова жреца на о. Косе, этиологически объясняемый не рабством героя у Омфалы, а преследованием и скрывательством у некоей «жены фракиянки» (Plut., q. qr. 58), т. е. явно сводимый к дионисийскому первообразу. Корней обряда должно искать, по-видимому, в незапамятном прошлом религии женского единобожия: на нем отпечатлелись формы общения единой богини с ее мужским жертвенным коррелятом. Итак, символика переодевания скорее принадлежит кругу Дионисовой сопрестольницы, чем самого Диониса, и недаром связуется с именем критской Ариадны, как в мифе о Тесее и Минотавре, так и в кипрском обрядовом действе Ариадниных родин. Естественно, что переодевание оказывается характерным для местностей, где первоначально единое женское божество сохранило преобладающее

    [138]

    значение, каков Кипр, и возможно, что его древнейшей родиной была Малая Азия, страна Великой Матери, куда миф и помещает царство Омфалы, видя в ней владычицу Лидии, и откуда приходит Дионис Еврипидовых «Вакханок», приносящий с собой манию полового маскарада 1. По Аполлодору, женскую или подобную женской столу Дионис получает во Фригии от Кибелы, был ею очищен и посвящен в ее таинства 2. У Аристофана Дионис женообразен и одет в женскую столу 3.

    С обрядом переодевания сродно представление о женственном обличий бога и о незамечаемом присутствии его среди жен. Дионис - «мужеженский» бог (parathelys), «повязанный женской головной повязкой» 4, двигатель и виновник женского полового исступления 5. Зевс родил Диониса, как мать, явив этим женский принцип, ему присущий, - рассуждает ритор Аристид смирнский: таким же родился и его сын, во всем точное подобие отца; итак, Дионис - бог двуполыйб. В противоположность этим, из древнейших не-эллинских корней относительно поздно развившимся в островном круге представлениям, собственно эллинский Дионис, мыслимый антропоморфически, - или младенец, или брадатый муж чернофигурных ваз; со времени Каламида изображается он пластически и как юноша, но ничто не указывает на женственность юношеского типа ранней поры. Тип женообразный - тип асийский,

    [139]

    как из Малой Азии пришел и Бассарей, божественно упоенный старец в длинной столе 1.

    Но половой маскарад наблюдается и вне пределов островного культа. Нет внутренних оснований к скептическому предположению, что старинные одеяния аттических отроков-осхофоров были только впоследствии ошибочно истолкованы как женские, откуда и aition о притворстве юноши Тесея, примкнувшего в женской одежде к сонму обреченных Минотавру дев: мы видим в предании историческую обрядовую правду, но связывается оно все же с Критом. Однако, в Орхомене, на празднике Агрионий, самого Диониса ищут в женском сонме. Обратное явление встречаем в Македонии, в оргиастических сонмах клодон и мималлон, принимающих, «в подражание богу», мужское обличие2. Подобным же образом в спартанском свадебном обряде невеста рядится мужчиной (Paus. III, 13, 9). Половой маскарад дает повод к обрядовым играм в прятки, притворствам и обманам: македонский Дионис - «обманщик» (pseudanor), и не македонский только3. Имя аттического праздника Апатурий народная этимология производит от apate, «обман»; однако, этиологическое объяснение «обмана» далеко уводит нас от круга половых представлений: предание ссылается на элевтерейский поединок между Черным (подземным) и Рыжим (солнечным). Торжество хтонического начала - победа Черного при помощи Диониса в черной козьей шкуре, который обманул Рыжего, - окончательно придает «отеческим» (ионийским) Апатуриям,

    [140]

    издревле поминальному дню предков, и связанным с ними дионисийским Феойниям 1, траурный, похоронный характер, причем половой культ во всяком случае прямо не выявляется. К скрывательству и прятанию Диониса относится, по своему первоначальному значению, и наименование «сокровенный» в орфических гимнах 2.

    Сноски

    Страница 137 :

    3 Apollodor. III, 4, 3: ho de (Hermes) komizei (ton Dionyson) pros In& kai Athamanta kai peithei trephein hos koren. Ликомед, царь Скироса, среди дочерей которого воспитывается Ахилл, тот же тип мифа, что Афамант и Ликург: оттого и низвергает он со скалы дионисийского Тесея.

    Страница 138 :

    1 Eurip. l'acch. 915: skeuen gynaikos mainados bakches echön. Lucian. cal. 16: monos tön allön gynaikeia uk enedysato en tois Dionysiois.

    2 Apollod. III, 5, I: Kybela tes Phrygias aphikneitai Dionysos kakei kathartheis hypo Rheas kai tas teletas ekmathön kai labön par'ekeines ten stolen ktl. - Voigt (Roscher's Myth. Lex. I, 1085) понимает, впрочем, под stole вообще «Cultusapparat aus dem phrygischen Dienste» (diaskeue), - напр., кимвалы.

    3 Аристофан (Thesm. 135), намекая, по Велькеру (Trilogle I, S. 321), на изображение Диониса у Эсхила в Dionysu trophoi (что однако, весьма сомнительно), называет его презрительно gynnis. Welcker (ibid.) о других свидетельствах женского одеяния на Дионисе.

    ön ten peri ten genesin tön akrodryön arsenothelyn dynamin.

    5 Dionysos gynaikomanes - Homer, h. XXXIV, 17; orsibakchas - у Бакхилида; orsigynes - Plut. mor. 607. 671. Dionysos choiropsalas в Сикионе: epi tön gynaikeiön morion - FHG I, 135; ho tillön ta moria tön gynaikön - schol. Aesch, Pens. 1033. Clem. Alex, protr. II, 33 p. 33 Pott: Dionyson de ede siöpö ton choiropsalan. Sikyönioi tuton proskynusin epi tön gynaikeiön taxantes moriön, ephoron aischus kai tes hybreös sebazontes archegon. Odelberg оспаривает культовое значение этого наименования в Сикионе (sacra Cor. p. 79)-но оно имело, по-видимому, ритуальный смысл, если не в культе всенародном, то в тайных женских обрядах с их hybristika: женщины в стране хорового дифирамба «козлов» вознаграждали себя за оттеснение с публичной арены Дионисова культа развитием закрытых служений, известных в круге почитания Деметры.

    6 Aristid. Sm. or. 41, t. 1, p. 49 Dind.: kai arrhen te kai thelys ho theos. - Arsona kai thelyn называют Диониса и орфики (h. XLII, 4).

    Страница 139 :

    1 Первоначально Дионис на всех человекоподобных изображениях брадатый муж (barbata specie, Macrob. s. 1, 18), каковым он был изваян и на ковчеге Кипсела (Paus. V, 19, 6). Появление юношеского типа в пластических изображениях мы объясняем утвердившимся к V веку в ясных и праздничных формах представлением о дельфийском братском союзе Диониса и Аполлона. Нежным юношей в весеннем расцвете красоты предстоит Дионис в гомерическом гимне, ему посвященном, что обращает нас к островному кругу. Дионис-старец (откуда тип «Сарданапала» Британского музея) - senili specie, по Макробию, - есть Бассарей (Rohde, Psyche II, S. 7, Α. 3), гость героических теоксений (как на рельефах Икария). Он пришел из-за моря, почему и находим этот несколько изнеженный идеал божественно-цветущей и пиршественно-роскошной старости перенесенным на теосского старца в венке из роз. Сам Анакреонт подает к тому повод своим bassaresö (fr. 45-62, Hiller-Crusius), что значит, конечно, не «по-фракийски пить», а «пить во славу candidi Bassarei» (срв. Ног. Carm. 1, 18), как это явствует из anhybristös: "но воды киафов десять, а вина лишь пять налей, чтобы принял благосклонно возлиянье Бассарей». У Нонна Дионис принимает вид ветхого деньми Крона: Nonn. VI, 155 sqq.

    ön hieran hidryetai Dionysöi Pseudanori kai tas parthenus, has palai klödönas ekleizon hoi Makedones, autos kleizein etaxe dia ten mimesin tön andrön mimallonas. Etym M., 587: para tu mimeisthai tus andras. Подражание же, по легенде у Полнена, состояло в нападении на вражеское войско. Это новая черта, сближающая менад с амазонками. Мималлоны носят на голове рога.

    3 Polyaen. I. I. - Sphaltes именуется Дионис у Ликофрона (v. 207), в связи с мифом о Телефе; schol. ad h. 1.: anadus ex automata ampelon kai sphelas ton Telephon, hothen kai Sphaltes eklethe.

    Страница 140 :

    1 Hesych. s. v. Theoinia: thysia Dionysu Athenesin, kai theos Theoinos Dionysos. Aesch. fr. 397 Nauck; pater Theoinos. Toepffer у Pauly-Wissowa, RE I, 2675.

    кумира плющом и лавром, а также с непременным облечением менад одеждами. Если эпитет skianthias объяснен из фигалийского обряда вполне убедительно, то замечание о менадах, напротив, ошибочно. Их одеяние - частный случай применения общего закона, по которому иератически женщина не мыслится и в иератическом, - следовательно, во всем древнейшем - искусстве не изображается иначе как в одеянии (обнажение Харит и Афродиты было уже признаком удаления искусства от религиозного предания), - в противоположность мужским фигурам, обнажение коих знаменует их божественность или героизацию.