• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Иванов В.: Дионис и прадионисийство
    Глава IV. Герои-ипостаси Диониса.
    § 3. Типы героя-конника. Дионисийские мученицы.

    [75]

    3. Типы героя-конника. Дионисийские мученицы

    В качестве всадника близок фракийскому и фессалийскому герою аргивский конник, наездник черного коня Арейона, двойник и предтеча Диониса - Адраст. «Трагические хоры», славившие в Сикионе его «страсти», по словам Геродота, были «отданы» тираном сикионским Клисфеном Дионису, - возвращены богу, как его исконное достояние 4. В Аргосе остатки Адрастова дворца показывались близ Дионисова храма5; гроб его, как подобает дионисийскому гробу, - Дельфы здесь были прообразом, - оказался в храме Аполло-новом; в Дельфах была воздвигнута аргивянами Адрастова статуя 6. Культ его в Сикионе, по Геродоту, заменен был, по соображениям политическим, другим героическим и дионисийским культом, составлявшим, очевидно, его эквивалент: это был культ фиванского

    [76]

    Меланиппа. Итак, владельцу черного коня противопоставляется «черноконный», двойнику - враждебный двойник. Оба - ипостаси Диониса-Аида, оба - герои страстей, причем pathos Меланиппа носит специфически-дионисийский характер: он обезглавлен.

    С другим, одноименным только что рассмотренному, страдальческим обликом Диониса-Аида встречаемся мы в лице прекрасного юноши Меланиппа, античного Ромео эпохи романтических переделок и украшений мифологического предания. Он влюблен в юную жрицу патрской Артемиды-Трикларии, по имени Комета, и проводит с ней ночь в храме ужасной богини 1. История погибших любовников должна была служить этиологическим объяснением человеческих жертв обоего пола, которые приносились сопрестольникам, древнему Дионису и Артемиде, до «нового завета» Диониса-Эсимнета (т. е. устроителя, умирителя), получившего свое имя от нового и примирительного закона, им данного через фессалийца Эврипила. Последний также лик Диониса-Аида, как это доказывают и его имя «вратаря широких врат», и принесенный им из взятой ахеянами Трои ковчег с идолом другого Диониса, как бы удвоивший собою его собственный гроб в Патрах.

    «Черноконный», но уже в другой форме - Кианипп, - носят и сын, и внук его; могильное имя матери последнего также Комето. Мы видим, что основная идея Адрастова культа - почитание героя-всадника. Кианипп в Фессалии оказывается охотником, убивающим своих собак, растерзавших его жену, на костре погибшей, и потом лишающим себя жизни 2: такова, по крайней мере, поздняя сентиментальная новелла, первоначальное обрядовое значение которой прозрачно. Жена Кианиппа - Левкона, белая, - жертва и ипостась лунной Артемиды-Гекаты; двойник Адраста, преследователь служительниц Артемидиных, собак Гекаты, - страстной дионисийский герой, лик фессалийского подземного пра-Диониса, служение коему было связано с кровавыми обрядами тризн 3.

    Другой пример растерзания дионисийской героини (срв. мифы о Дирке, размыканной быком, и о Минфе, растерзанной Персе-

    [77]

    фоной) 1 представляет собою доля нимфы Эхо: гневаясь на нее, Пан привел в безумие пастухов и козоводов, которые разорвали ее, как псы или волки2. Миф принадлежит к буколическому кругу, где Дионис почитается под именем Дафнида3, юного товарища охот Артемидиных 4, героя страстного, и обличает верность буколической песни коренной оргиастической традиции. Пан здесь заместитель самого Диониса, он частично отожествляется с Дафнидом, и приписание убийственного деяния ему было обусловлено несовместимостью такового с нежной маской буколического полубога.

    Сноски

    Страница 75 :

    önioi etimeon ton Adreston kai de pros ta pathea autu tragikoisi choroisin egerairon, ton men Dionyson u timeontes, ton de Adreston, Kleisthenes de chorus men Dionysoi apedöke, ten de allen thysien Melanippöi. - Welcker, gr. Götterlehre II, S. 631.

    5 Paus. II, 23, 2.

    6 Paus. Χ, 10, 3; Ampel. 1. mem. 8. Об отожествлении Адраста с Дионисом - Stoll у Roscher, Mythol. Lex. I, 81; Per Odelberg, sacra Corinthia, p. 188.

    Страница 76 :

    1 Paus. VII, 19, 2. Roscher's Myth. Lex. II, 2580.

    «душитель собак»), разрубившем на куски жену и съевшем ее: FHG. I, 39 (Ксанф у Афинея). S. Reinach, Cultes 1, p. 293.

    3 Наконец, Кианипп встречается в сицилийской легенде-романе (Plut. parallel. 310 В. С. - mor. II, р. 367 Bern.) как отец, изнасиловавший свою дочь Киану в потемках, но уличенный ею при помощи снятого тайком кольца. Дочь убивает отца и потом себя. Любовное безумие послано на Кианиппа Дионисом, которого он не чтил. Итак, в позднем искажении первоначального мифа мы находим опять враждебного двойника Дионисова и менаду - убийцу Дионисовой ипостаси.

    Страница 77 :

    1 Nicandr. Alexipharm. 375: Minthe, Häidu pallake hutös kalumene, hen diesparaxen he Persephone.

    2 Long, pastor. III, 23.

    Раздел сайта: