Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "V"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: Subtile virus caelitum I SUBTILE VIRUS CAELITUM В ночи, когда со звезд Провидцы и Поэты В кристаллы вечных форм низводят тонкий яд, Их тайнодеянья сообщницы — Планеты Над миром спящим ворожат. И в дрожи тел слепых, и в ощупи объятий Животворящих сил бежит астральный ток, И новая Душа из хаоса зачатий Пускает в старый мир росток. И новая Душа, прибоем поколений Подмыв обрывы Тайн, по знаку звездных Числ, В наследье творческом непонятых велений Родной разгадывает смысл. И в кельях башенных отстоянные яды Преображают плоть, и претворяют кровь. Кто, сея, проводил дождливые Плеяды, — Их, серп точа, не встретит вновь.
Входимость: 2. Размер: 115кб.
Часть текста: убиение бога исступленными причастниками жертвы. Богоборствующее безумие, как всякий религиозный экстаз, может быть правым (ỏρθῶς μανῆναι) и неправым. Оно несет в себе награду непосредственного общения с божеством — и опасность божественной мести. Иов оправдан; и Иаков, боровшийся с Незримым, улучил благословение, хотя и остался хром. Прометей побеждает. Но сколько других богоборцев сокрушено! Титаны, Гиганты, «богоравные» гордецы, дерзнувшие мериться с богами, как Тантал и Танталида — Ниоба, безумцы и слепцы, не узнавшие божеского лика, как Пентей; у евреев — Каин и его потомство, строители вавилонского столпа, Люцифер. В Библии самая повесть о грехопадении людей приобретает черты богоборческие: «вы будете как боги (или: Бог — Элогим)». Это различение между угодным и неугодным божеству противоборством человека принадлежит, несомненно, эпохе позднейшей, когда не только первобытная оргийность уже успела кристаллизоваться в определенные религиозные формы, но и возникла потребность с одной стороны охранять эти формы от еще не успокоившихся вулканических судорог оргийного хаоса, с другой отстаивать и ограждать их в борьбе и соревновании с чуждыми религиозными образованиями. Правыми богоборцами, после более или менее упорного сопротивления, признаются религиозною мыслью как те, которые кончают преклонением и покорством, подобно Вергилиевой Сивилле, осиленной Фебом (— сам Прометей у Эсхила надевает венок из agnus castus на голову и железное кольцо на руку, символы покорствующего духа), — так и те, коим удается вынудить у божества уступки для своего рода или всего рода человеческого и заключить с ним сделку, договор, «завет» (Прометей, Израиль). Эти последние суть факторы постепенного...
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: „веселыхъ вакханалiй“, лишенныхъ, въ этомъ ложномъ представленiи, двухъ своихъ исконныхъ чертъ: религiознаго экстаза и жертвенной крови, и потому, при всемъ тяжеломъ напряженiи изступленной чувственности, оптимистически-беззаботныхъ и внутренне-безсодержательныхъ. Научное изследованiе последняго времени такъ далеко ушло отъ гедонистическаго истолкованiя великой религiи, что его отголоски, и ныне нередкiе, уже являются какъ бы кулътурнымъ анахронизмомъ. Можно сказать, что намъ, видящимъ въ эллинскомъ вакхическомъ изступленiи явленiе мистическаго порядка — намъ, прозревающимъ въ немъ глубокiя и мрачныя основы подлиннаго народнаго богочувствованiя, — ближе и понятнее средневековое воззренiе на памятныя европейской душе неистовства древняго идолослуженiя, чемъ этотъ бездушный и поверхностный взглядъ, коренящiйся въ эпохе, когда родники религiознаго сознанiя казались какъ бы окончательно изсякшими въ душе человечества. Еще Казаубонъ (ум. 1614 г.), одинъ изъ родоначальниковъ нашей филологiи, ведетъ („De enthusiasmo“) полемики противъ античныхъ формъ религiознаго вдохновенiя, какъ проистекающихъ изъ источниковъ, чуждыхъ божественнаго откровенiя. Но это были уже последнiя подозренiя отживающаго средневековья, которое еще придавало религiозное...
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: поныне. Действеннымъ же можетъ онъ проявиться и по претворенiи своемъ въ высшiя формы религiознаго откровенiя — или, вопервыхъ, какъ интегральная часть христiанства, какъ неотъемлемый элементъ его, ему неизменно, хотя и сокровенно, присущiй, — или, вовторыхъ, какъ историческiй признакъ первоначальнаго христiанскаго богочувствованiя, более или менее затемненный и изглаженный въ нашемъ сознанiи, но долженствующiй быть возстановленнымъ для полноты христiанской жизни, — или, наконецъ, независимо отъ нашего христiанскаго самоопределенiя, какъ автономное начало религiозной психологiи, не только ценное само по себе, но и призванное раскрыть намъ глаза на нечто явное въ мiровой тайне, — начало, способное, следовательно, мистагогически споспешествовать делу духовнаго перевоспитанiя, въ которомъ несомненно нуждается современная душа. Не притязая дать окончательные и исчерпывающiе ответы на вопросы, такъ поставленные, и ища ограничить въ разрешенiи ихъ элементъ личнаго исповеданiя, мы представляемъ лишь нижеследующiя общiя сображенiя, подсказанныя намъ всею связью предъидущихъ изученiй. Прежде всего, мы наблюдаемъ въ религiи Дiониса общiй религiозный феноменъ оргiазма въ его древнейшихъ корняхъ и многообразныхъ превращенiяхъ. Древни его корни, и какъ неузнаваемы они въ...
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: страстного сердца, знающего любовь и ненависть, как этот «палящий цветы» сириус, что каждую ночь сияет над моим старым кедром. (...) Я написал Carmen Saeculare (I. Subtile virus caelitum. II. Morituri fata salutant. III. Adamantina Proles. IV. Aevum aetherium), вышлю с другим письмом. Понравится ли тебе, не знаю. В нем формулировано много внутренне пережитого; но оно может казаться только формулой передуманного Этим стихотворением обязан опять тебе: это ты показал мне у Агриппы, что с 1900 г. судьбами земли правит новый звездный демон. Текст, пожалуйста, припиши как эпиграф. Вот почему Carmen Saeculare.» Это «стихотворение», состоящее из четырех песней, появилось впервые в Альманахе «Северные Цветы — Ассирийские» (в том же№ 4, где была помещена трагедия «Тантал»). Москва MCMV, Книгоиздательство «Скорпион». Брюсов просьбы В. И. не исполнил: текста Агриппы не привел и ограничился кратким посвящением — «Валерию Брюсову». Через несколько...