Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "G"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: подлиннаго народнаго богочувствованiя, — ближе и понятнее средневековое воззренiе на памятныя европейской душе неистовства древняго идолослуженiя, чемъ этотъ бездушный и поверхностный взглядъ, коренящiйся въ эпохе, когда родники религiознаго сознанiя казались какъ бы окончательно изсякшими въ душе человечества. Еще Казаубонъ (ум. 1614 г.), одинъ изъ родоначальниковъ нашей филологiи, ведетъ („De enthusiasmo“) полемики противъ античныхъ формъ религiознаго вдохновенiя, какъ проистекающихъ изъ источниковъ, чуждыхъ божественнаго откровенiя. Но это были уже последнiя подозренiя отживающаго средневековья, которое еще придавало религiозное значенiе древнимъ религiямъ, которое еще верило само въ глубине души въ демоническую действительность умершихъ божествъ. Первый Гердеръ указываетъ новые пути для более глубокой оценки частнаго религiознаго феномена въ связи общечеловеческаго религiознаго сознанiй; а примыкающая къ Гердеру мистическая школа мифологiи, создавшая монументальную „Символику“ Крейцера, грешитъ именно излишествомъ теософическаго углубленiя, фантастическими крайностями символической интерпретацiи, не поставленной на научно-критическую почву, исходящей изъ гипотезы о древнейшемъ сокровенномъ ученiи, хранилище первоначальнаго откровенiя, переданномъ человечеству легендарными жрецами въ загадочныхъ символахъ и иносказательныхъ мифахъ. Рацiоналистическая полемика, победоносно направленная противъ Крейцера, доводитъ до крайнихъ пределовъ близорукую поверхностность историческаго скептицизма, открывающаго въ каждомъ верованiи и каждой культовой форме нелепое суеверiе или клерикальный обманъ. И, вместе съ темъ, она умножаетъ ученый матерiалъ и, что особенно важно, критически разлагаетъ и очищаетъ его, она намечаетъ основныя данныя исторической перспективы. Это гиперкритическое направленiе говоритъ свое последнее слово въ классической книге Лобека „Aglaophamus“, первомъ научномъ изследованiи античной...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: Главы́ — нести их, О, тернием духа венчанные, Цари грядущего, Вы, жизнь подъявшие Без алчбы! Вам суждены Новые подвиги Старинной славы, И колесницы, И лавр последний, От воли земной искупленные И волю впрягшие В упряг ристалищный Игр земных! * Над кубками тяжкого золота поникли вы челом венчанным — семь на пире; кубок восьмой, пред местом праздным, — нетронут, — уготован гостю, свят богу. Поник головой Тидей и видит — не вино недопитое на дне чаши, а кровь алую; Капаней — оцт; желчь — Этеокл; Гиппомедон — кровь черную, густую; Парфенопей — полынь; Амфиарай — воду ключевую, студеную; черную желчь — Адраст. Пьет Тидей, и говорит: «Упоен! Довольно!» Пьет Капаней, и молвит: «На тучу наступил огненосец — и ужален». Пьют другие — и не обмолвились словом. Входит в чертог Меламп, и возрадовались мужи на старца, и вскричали: «Привет, ухо чуткое! Радуйся, боговещий!» Говорит Адраст: «Счастлив ты, что не венец золотой на челе твоем, о золотой вкруг чела облак». И Амфиарай: «Тебе пить кубок, уготованный гостю, святой богу». Поднял Меламп кубок восьмой, — и вот, облако золотое над кубком, и кубок держит Диони́с влажноокий! И взыграли сердца мужей, и вскипели кубки вином божественным, и сени дубов тканью зелено-солнечной протянулись над столом пирным, и темью меж древних стволов глянули очи дубрав глубоких. Улыбается бог: «Гостей привел я к вам на пир». Зарычал Этеокл: «Нет места на пире». Парфенопей сказал: «Мы сняли личины». «У нас мечи!» воскликнул...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: черном, Тусклый плен божественных сетей. И влачатся, роясь под скалами, Змеи-волны белыми узлами; И в крылатых просветах ветвей, Дея чары и смыкая круги, Ты на звенья кованой кольчуги Сыплешь кольца девственных кудрей. Так я жду, святынь твоих придверник, В эту ночь придет ли мой соперник, Чистая, стяжавший ветвь твою, Золотой добычей торжествуя, Избранный, от чьей руки паду я, Кто мой скиптр и меч возьмет в бою. Обречен ли бранник твой, Диана, Новой кровью жадный дерн кургана Окропить и в битве одолеть? И сойдешь ты вновь, в одеждах белых, На устах пришельца омертвелых Поцелуй небес напечатлеть. И доколь, кто тайн твоих достоин, Не придет, я буду, верный воин, Жрец и жертва, лунный храм стеречь, Вещих листьев слушать легкий лепет И ловить твоих касаний трепет, Льющихся на мой отсветный меч. Примечания «ЖРЕЦ ОЗЕРА НЕМИ». Эта «лунная баллада» появилась в Альманахе «Факелы», кн. 3. СПб. 1908. Близ Рима, над озером Неми с древнейших времен стоял храм в лесу Дианы. В темных водах бывшего кратера отражался бор. Издревле «Зеркалом Дианы» звал народ озеро Неми. Одно из священных дерев того леса имело золотую ветвь. Хранителем ее был жрец богини-девы. И пороге по ночам проникал в тайную ограду пришлец и, когда удавалось ему дерзко и обрядно схватить ту ветку золотую, тогда обнажал свой меч «Царь Леса» — хранитель святилища — и вступал с похитителем в бой. Состязание всегда кончалось смертью: верный воин Дианы убивал или бывал убит. Победив, он сохранял свой жреческий, царственный сан. Но пришлец убитый не подвергался поруганью; к нему, умершему, с приветом нисходила сама богиня. Ведь...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: религiозной абстракцiи сказывается на примере Гестiи, одного изъ древнейшихъ божествъ, выросшаго на почве обще-арiйскаго огнепочитанiя. Еще у Гомера Гестiя — только очагъ и, какъ таковой, предметъ обожествленiя. У Гезiода она является уже богиней домашняго очага, чтобы стать затемъ богинею очага общины, потомъ богинею очага земного, наконецъ — мiровымъ средоточiемъ, центральнымъ огнемъ вселенной. Изъ общихъ предпосылокъ оргiазма тризнъ и его переживанiй отвлеченiе идеи дiонисической совершилось не повсеместно съ равною энергiей и не везде въ одинаковыхъ формахъ. Фиктивная обстановка первоначальнаго жертвоприношенiя несомненно удержалась въ маскараде и обрядовой драме местныхъ хтоническихъ и героическихъ культовъ. Но истиннымъ очагомъ образованiя Дiонисовой религiи должно признать отдельныя племена или общины, сохранившiя первичный оргiазмъ во всей дикости и ужасе его исконныхъ проявленiй. Эти общины, творившiя своего бога, были, повидимому, еще въ глубокой древности искоренены практикой своего человекоубiйственнаго служенiя. Есть преданiе 1*), что некiе Бассары сами истребили постепенно все свое племя оргiастическими убiйствами и каннибальскими жертвами: „они, нападая, кусали другъ друга, и питались кровью”. Это известiе не можетъ быть признано историческимъ въ прямомъ смысле уже потому, что племя Бассаровъ — безыменно: имя „Бассары” (все равно, что Сабы или Вакхи) означаетъ только племенной культъ, дело идетъ о религiозной общине Бассарея, или фракiйскаго Дiониса. Известiе Порфирiя есть обобщенiе и, какъ свидетельство типическое, оно прiобретаетъ ценность, согласуясь съ совокупностью данныхъ о...