• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "BOIS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VII. Островной культ. § 4. Плавающая голова. Ковчеги.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    2. Ad Rosam
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов В.: Дионис и прадионисийство. Глава VII. Островной культ. § 4. Плавающая голова. Ковчеги.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: миф об Орфее, растерзанном фракийскими менадами, обогащается новой чертой: сказанием о приплывающей от устья Стримона к берегам Лесбоса и там пророчествующей голове певца; на месте ее погребения воздвигнут храм [134] Диониса 1. В этом сказании, кроме уже рассмотренных мотивов, мы встречаемся еще с представлением о пророчественной силе отделенной от туловища головы, - представлением, по-видимому, исконно-египетским 2. Аналогичен миф о приплывающей по морю в Библос голове Осириса; Исида, в свою очередь, обезглавлена Сетом. Такой же параллелизм дионисийских мифов с древнейшим египетским преданием останавливает на себе наше внимание и в цикле свидетельств, устанавливающих характерное для Дионисовой религии почитание ковчега. Не отваживаясь объяснять этот параллелизм, ограничимся отнесением символики ковчега к островному кругу - царству морского Диониса, бога обоюдоострой секиры и растительного изобилия. Миф лаконских Прасий представляет Диониса богом ковчега: Кадм бросил Семелу и божественного младенца в тесной скрыне в морские волны, которые принесли скрыню к Прасиям, где спасенного Диониса воспитала Ино и где расцвел «сад Дионисов» (Dionysu kepos), подобный «Дионисову раю» (paradeisos Dionysu) лесбийской легенды. Ковчег Диониса-Эсимнета, принесенный Эврипидом из-за моря, был святыней ахейских Патр 3. Подобен прасийскому мифу ряд других 4, где мать и младенец не прямо Семела и Дионис, но как бы их героические маски: a) В ковчег заключает дионисийский Стафил (стр. 131, прим. 4) свою дочь Ройо, зачавшую во чреве Ания (лик делийского Диониса), и бросает ковчег в море. b) Акрисий подвергает той же участи дочь Данаю с младенцем Персеем, рожденным от Зевса, излившегося на мать золотым дождем, как огнем низошел он и на Семелу. Поскольку Персей - вакхоборец и дионисоубийца, он - двойник Дионисов; и недаром Меламп, по Нонну, чтобы освятить память битвы божественных братьев, учреждает в Аргосе хороводы...
    2. Ad Rosam
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Ad Rosam AD ROSAM  Тебя Франциск узнал и Дант-орел унес В прозрачно-огненные сферы: Ревнуют к ангелам обитель нег — Пафос — И рощи сладостной Киферы. Но твой расцветший цвет, как древле, отражен Корней твоих земной отчизной: Ты, Роза милая, все та ж на персях жен, И та ж под сенью кипарисной. Таинница Любви, твоя печать горит На бледном хладе саркофага; И на снегах твоим дыханьем говорит Мечу завещанная сага. В алмазно-блещущем и голубом снегу Она властительно-напевна; И снится рыцарю: в дубраве на лугу Сном непробудным спит Царевна... О Роза дремная! Кто, мощный паладин, Твой плен глубокий расколдует? Кто, лирник избранный, найдет глагол один И пеньем сферы согласует? Кто с корнем цвет сроднит? Чей взор не помрачен Волшебным куревом Киферы?... Плывут в морях глава и гусли. Рассечен, Но трижды жив триглав Химеры. Кто б ни был ты: Геракл, иль в облаке Персей, Убийца ль Гидры иль Медузы, — Тебя зовут у волн, где Солнце пел Орфей, Над Розой плачущие Музы! ПРИМЕЧАНИЯ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА AD ROSAM. — Роза имеет особенное значение в предании о чудесах св. Франциска Ассизского. «Рай» Данта раскрывает символику мистической Розы. Пафос и Кифера — места культов Афродиты-Киприды, священный цветок которой — роза. Легенда о спящей царевне, «belle au bois dormant», — легенда о розе. «Глава и гусли», плывущие по морю, — голова и лира погибшего Орфея.