• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Послание на Кавказ

    ПОСЛАНИЕ НА КАВКАЗ

    Юрию Верховскому

    Ты белый стих в обычай ввел отныне
    Для дружеских посланий. В добрый час,
    Далекий друг, но смутно близкий часто
    Моей душе, как Иппокрены звон
    Сквозь голоса толпы любимцу Муз
    Издалека ежеминутно внятен.
    Но с Музами играть благоговейно
    Мне надлежит; тебе вольней пристало,
    Затем что ты невиннее меня.
    И золотой цезурой опоясал
    Я белый стих, послушествуя им,
    Чтоб резвый бег вакханок буйных — мыслей —
    Обрядностью уставной придержать.
    Но ведь и с ней — легко нам праздномыслить
    И, может быть, пленительней еще,
    Простительней вдобавок — празднословить.
    А всех бесед с далекими живей
    — простое празднословье:
    Оно, как хмель, обманывает нас
    И близостью разлуку нам являет.
    Итак, мой друг, мы вместе поздний час,
    Играючи, беспечно коротаем,
    И шуткою перебиваем строй
    Возвышенных стихов, мечты прекрасной,
    И болтовней отпугиваем грусть,
    Что сядет вдруг на самой верхней ветке
    Жасминовых кустов, расцветших в сердце,
    И жалобно чирикнет — о своем...

    Так, милый! так! Нам Касталийский ключ
    Звучит, поет всечасно смутным звоном,
    Но, чу! над ним, за ним поет Печаль...
    И диво ли, что ныне ты печален?
    Ведь миндалем Весна одела долы
    Страны твоей загорной, завершинной;
    Ведь юная выходит Персефона
    Из недр земных, с улыбкой несказанной,
    Неся цветы лугам и грусть певцу.

    Отзвучием загробного привета,
    Что нам живым велит одно: любить.

    Весна... Любовь... Любовь — и Смерть!... Нет, сфинкса
    Участником простой беседы нашей
    Я не хотел призвать! К тому ли речь
    Беспечную клонил я? Положился
    На белый стих, — свободный, говорливый,
    Вместительный и к прозе не брезгливый, —
    Чтоб рассказать о том, о сем, — зараз
    Все помянуть — и дело, и безделье. —
    И жалобой на сутолоку нашу
    Грудь облегчить. Да, видно, в том виной
    Лирической цезуры строгий пояс,
    Что я забрел в элегию и мирты
    Тропою Муз, венчающих Весну...
    Что думал я поведать, все забыл,
    И повестью иной тебя забавлю.

    Обедаем вчера на Башне мирно:
    Семья, Кузмин, помещик-дилетант

    А сердце — воск и ярая свеча);
    Да из птенцов юнейших Мусагета
    Идеолог и филолог, забредший
    Разведчиком астральным из Москвы, —
    Мистической знобимый лихорадкой
    (Его люблю, и мнится — будет он
    Славянскому на помощь Возрожденью:
    «Wenn sich der Most auch ganz absurd gebärdet,
    Es giebt zuletz doch noch 'nen Wein», — по Гете).
    Вдруг новый гость. Велит себя назвать
    Учеником моим старинным, Петей.
    Поистине, гостей Весна изводит
    На белый свет из сумрачных могил

    И мертвых дней виденья оживляет!...
    Не умер ли с тех пор твой друг не раз,
    Как юношей в Москве старинной он,
    Едва студент, жил с матерью — и Петей —
    И шалуна в латыни наставлял,
    И комнату с бутузом черноглазым
    — поэт, когда умолкнет дом
    И спит сосед сном детским... Все воскресло.
    Я вновь студент-учитель. «Как же вас

    По батюшке-то, Петя?» — «Петр Федотыч.
    Занятия ж и звание — атлет!»
    Я у плеча рукой его коснулся —
    И отскочил: ну, бицепс!— как железо.
    «Я — чемпион из первого десятка;
    Да, мировой. Сходите в новый цирк:
    До мая там борюсь я, что ни вечер...
    А прежде был моряк. Татуирован
    В Японии: вот, на руке дракон...
    Вы помните ль, как мы гулять ходили
    По вечерам в Грузины?» (Там живал
    Любимец мой, Алеша златокудрый,
    Которого ученьем вольнодумным
    Я совратил в безбожье!)... Предо мной —
    Классической эпохи гладиатор.
    Все теж глаза внимательно-живые,
    И тех же скул монгольских желтизна;
    «Что ж! Рукомесло. У нас,
    У всех они расплющены ударом...
    Писателей люблю. Знавал их. Мало
    Средь нас людей, читавших книги. Жаль —
    Латынь забыл»... И с прежним уваженьем
    Меня честит мой ученик-атлет;
    А я — смущен и горд, и рад, и робок:
    Столь мускулы без слов красноречивы.
    Кто шепчет мне: «Аврелий Марк — и Коммод»?
    Будь так же мил, как мой питомец, — Коммод,

    Дай, Дионис, чтоб все, кого кормить
    Я грудью мнил, как раб твой — Афамант,
    Геракловой исполнилися мощью!...

    Вот что со мной вчера случилось, друг!

    И пестрою мелькнули чередой

    В причудливой, невероятной смене.
    Поистине, я умирал не раз
    И на лицо земное возвращался,

    — «А у меня и ваш портрет хранится»...
    Не мой портрет!... Я начал, помню, жить
    В ночь лунную, в пещерах Колизея.
    И долго жил той жизнию, живой

    Смертельная той смерти все жива...
    Опять живу — и говорю с тобой.

    Довольно, друг! Ты слышишь: бьется сердце
    Под этими признаньями. С тобой

    Пойми ж любви моей знаменованье
    И отпиши скорей — про все, чем сердце
    Волнуется, как возмущает Муза
    Твоей души прозрачную купель.

    И мы над ней, как боги в небесах,
    Нетленные, покоимся, меж тем
    Как смертный наш двойник блуждает долу.
    Не зеркало — искусство. Нет, поэту
    — зеркало зыбучее; а он,
    Недвижимый, глядится в даль времен
    И лебедем перелетает Лету.

    Разделы сайта: