ХОРОМНОЕ ДЕЙСТВО
Менга, с честию вчера
Ты носила свой повойник!
А прекрасная сестра
Впрямь была святой разбойник.
Помню сжатые уста,
Злость и гибкость леопарда
И склоненья у Креста...
Страшен был бандит Рихардо!
Лестницу он уволок
Чрез партер, с осанкой важной.
Курсио, отец, был строг,
Черноокий и отважный.
В шлеме был нелеп и мил
Наш Октавио. И злобен
Дон-Лисардо, — только хил.
Фра-Альберто — преподобен.
В яму Хиль спустил осла;
Круглолица и смугла,
Гордость девы молодой,
Страсть монахини мятежной.
Долетал подсказ прилежный.
Кто шатром волшебным свил
Алый холст, червонный, черный?
В черной шапочке ходил
Мейерхольд, кляня, моля,
Прядал лют, как Петр Великий
При оснастке корабля,
Вездесущий, многоликий.
— чудес,
Менга, то была палата!
Сцену складками завес
Закрывали арапчата...
Так вакхический приход,
В девятьсот десятый год
Правил действо Кальдерона.
Примечания
«ХОРОМНОЕ ДЕЙСТВО». — В. И., в связи со своими исследованиями Дионисова действа и античной трагедии, думал и писал о театре. Кризис театра его тревожил; он искал выхода. Вера сцену любила страстно. Она в доме на Таврической организовала домашний театр. Это не было оригинально: любительские спектакли были в моде; но ей удалось привлечь Мейерхольда и Судейкина, часто бывавших у В. И. Они увлеклись и решили по-новому поставить такую классическую трагедию («комедию», как ее по-старому называли) как «Поклонение Кресту» Кальдерона. Трудности возбуждали и вдохновляли режиссера и декоратора. Для спектакля они выбрали не центральную комнату, собственно «башню»: она была слишком яркой, и ее наружная стена, следуя внешней форме дома, была выпуклой, овальной. Выбрали столовую; для частного домашнего употребления она не казалась маленькой, но в качестве театрального зала была до комичности крохотным помещением; но комната ничего не навязывала, была темновата, обита серыми обоями. Искусная декорация сделала ее просторной. Актерами были члены семьи и ближайшие друзья. Главную роль — «святого разбойника» играла Вера; «Маленькая» Лидия была Менгой; к ней и обращает В. И. стихи, написанные на следующий день после представления, т. е. в апреле 1910 г. О «башенном Поклонении Кресту» много говорили. «Аполлон» посвятил ему специальную статью. Биоско-Боровский писал о нем: «Спектакль этот придал современному театру новое очарование, внушил ему новую жизнь».