• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Хоромное действо

    ХОРОМНОЕ ДЕЙСТВО

    Лидии Ивановой

    Менга, с честию вчера
    Ты носила свой повойник!
    А прекрасная сестра
    Впрямь была святой разбойник.

    Помню сжатые уста,
    Злость и гибкость леопарда
    И склоненья у Креста...
    Страшен был бандит Рихардо!

    Лестницу он уволок
    Чрез партер, с осанкой важной.
    Курсио, отец, был строг,
    Черноокий и отважный.

    В шлеме был нелеп и мил
    Наш Октавио. И злобен
    Дон-Лисардо, — только хил.
    Фра-Альберто — преподобен.

    В яму Хиль спустил осла;

    Круглолица и смугла,

    Гордость девы молодой,
    Страсть монахини мятежной.

    Долетал подсказ прилежный.

    Кто шатром волшебным свил
    Алый холст, червонный, черный?
    В черной шапочке ходил

    Мейерхольд, кляня, моля,
    Прядал лют, как Петр Великий
    При оснастке корабля,
    Вездесущий, многоликий.

    — чудес,
    Менга, то была палата!
    Сцену складками завес
    Закрывали арапчата...

    Так вакхический приход,

    В девятьсот десятый год
    Правил действо Кальдерона.

    Примечания

    «ХОРОМНОЕ ДЕЙСТВО». — В. И., в связи со своими исследованиями Дионисова действа и античной трагедии, думал и писал о театре. Кризис театра его тревожил; он искал выхода. Вера сцену любила страстно. Она в доме на Таврической организовала домашний театр. Это не было оригинально: любительские спектакли были в моде; но ей удалось привлечь Мейерхольда и Судейкина, часто бывавших у В. И. Они увлеклись и решили по-новому поставить такую классическую трагедию («комедию», как ее по-старому называли) как «Поклонение Кресту» Кальдерона. Трудности возбуждали и вдохновляли режиссера и декоратора. Для спектакля они выбрали не центральную комнату, собственно «башню»: она была слишком яркой, и ее наружная стена, следуя внешней форме дома, была выпуклой, овальной. Выбрали столовую; для частного домашнего употребления она не казалась маленькой, но в качестве театрального зала была до комичности крохотным помещением; но комната ничего не навязывала, была темновата, обита серыми обоями. Искусная декорация сделала ее просторной. Актерами были члены семьи и ближайшие друзья. Главную роль — «святого разбойника» играла Вера; «Маленькая» Лидия была Менгой; к ней и обращает В. И. стихи, написанные на следующий день после представления, т. е. в апреле 1910 г. О «башенном Поклонении Кресту» много говорили. «Аполлон» посвятил ему специальную статью. Биоско-Боровский писал о нем: «Спектакль этот придал современному театру новое очарование, внушил ему новую жизнь».