• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • * * * ("Что тебе, в издревле пресловутых... ")

    ακμή

    Что тебе, в издревле пресловутых
    Прорицаньем Дельфах, богомол,
    Возвестила медь ворот замкнутых?
    Что познал ты, гость, когда прочел
    На вратах: ЕСИ?
    У себя спроси,
    Человек, что значит сей глагол.

    «Ты еси» — чье слово? Кто глаголет?
    От пришельца ль Богу сей привет?
    Сущему, Кого поклонник молит,
    Имени достойнейшего нет...
    «Ты еси» — поет
    С голубых высот —
    Из глубин ли храмовых? — ответ...

    «Ты еси»... И надпись тут же, рядом:
    «Сам себя познай»... То Аполлон
    Прорицает Геи темным чадам!
    Человека возвещает он!
    Бог мне быть велит!
    Дух земля долит:
    Мне ли богоравным быть — закон?

    Мне ль «аз есмь» изречь не святотатство?
    Мне ль приять алмазную скрижаль?
    Завещал ты мне свое богатство, —

    Как скажу: «есмь аз»?
    Свой возьми алмаз,
    Коль тебе униженного жаль!

    Сущий —Ты! А я, — кто я, ничтожный?
    Пред Тобой в какую скроюсь мглу?
    Ты грядешь: пылинкою дорожной
    Прилипаю к Твоему жезлу...
    Но в ответ: «Еси!
    В пустоте виси,
    Соревнуя солнцу и орлу!»...

    С Вечным так о праве первородном
    Спорит, — отрекаясь вновь и вновь
    От преемства в бытии свободном, —
    Человек. Но Бог: «Не прекословь,
    Ибо ты еси!
    Царский крест неси!...»
    Состязаясь, спорит их любовь!

    Крестное Любови откровенье!
    Отворенье царственных Дверей!...
    «Ты еси» — вздохну, и в то ж мгновенье
    Засияет сердцу Эмпирей...
    Миг — и в небеси
    Слышу: «ты еси» —
    И висит на древе Царь царей!

    Примечание

    ДЕЛЬФИЙСКОЕ EI. Значение этих двух букв на дверях Аполлонова храма в Дельфах в течение долгих веков представлялось загадочным. Плутарх посвящает им отдельное исследование.

    — ЕСИ) не казалось толкователям достаточно содержательным. Архаическая эпоха святила глагол «быть», относя его к бытию божественному; эпоха позднейшая уже не ощущает при этом слове прежнего благоговения, хотя философия, которая в ней возникает из секуляризации древнего цельного знания, тотчас начинает рассуждать об истинно и мнимо сущем.