• Приглашаем посетить наш сайт
    Никитин (nikitin.lit-info.ru)
  • * * * ("Аз и Есмь лучит алмаз... ")

    γ

    Аз и Есмь лучит алмаз:
    В нем с могилой жизнь играет.
    Есмь угаснет — вспыхнет Аз,
    В Есмь — умирает.

    Аз и Есмь — лучи креста.
    Аз — прямым копьем означен;

    Есмь гласит. Алмаз прозрачен.

    Аз и Есмь — лучи креста.
    Лик бессмертный славословит

    Но земная прекословит.

    Аз и Есмь — лучи креста.


    Божий Дух его уводит.

    Аз и Есмь, лучи креста,
    Не сливали светов оба

    Что Денницей встал из гроба.

    Примечание

    «Аз-Есмь» — Имя Божие (Исх. 3, 14). Бог сотворяет свободный и бессмертный дух дарованием ему Своего Имени. Этот дар — залог власти стать сынами Божиими (Иоан. 1, 12-13), залог возможности второго рождения уже не от крови, а непосредственно от Бога. (Срв. Откр. Иоанна 2, 17: «и дам ему белый камень и на нем начертанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает»). Даруемое имя поэма изображает врезанным в алмаз кольца. Первым из тварных духов получает алмаз Денница-Люцифер: ему дается самосознание (аз), но качество этого самосознания определяется свободно избираемым отношением сознавшего себя духа к принципу бытия (есмь). В абсолютном, божественном сознании «Аз-Есмь» есть суждение тождественное: «Аз есмь Бытие», «Бытие есть Аз». Тварное «Аз» не содержит в себе всей полноты бытия, подобно «Аз» божественному; мнимая полнота тварного духа, отражая в своей среде тожественное суждение Единого Сущего, искажает его в суждение аналитическое: бытие есть признак и изъявление моего «аз»; нет другого бытия, кроме во мне содержимого и из меня истекающего. При таком отрицании укорененной в Боге реальности самосознание возгордившегося и признавшего себя богоравным духа становится для него темницей, его мир ирреальным, его «Аз» призрачным оформлением того Ничто, из которого он вызван к жизни, его «есмь» пред лицом божественного «Есмь» граничит с «не-есмь». Творец ожидает от возносимого Им над тварностью духа действия творческого: таким было бы превращение Имени в суждение синтетическое. «Аз есмь» должно значить: «Аз» есть «Есмь»; мое отдельное бытие («аз») есть Единый Сущий («Есмь») во мне, сыне; Сын и Отец одно. Логическая связка «есть» знаменует связь любви; без любви нет творчества, и сама любовь уже творчество. Творчески слышит она откровение «Аз-Есмь»; но Люцифер любви не имел.