• Приглашаем посетить наш сайт
    Грибоедов (griboedov.lit-info.ru)
  • Эпос Гомера
    XXII. Состав и образование Одиссеи.

    XXII.
    Составъ и образованiе Одиссеи.

    Расположенiе Одиссеи симметрично. Двенадцать песенъ, составляющихъ ея первую часть, повествуютъ о событiяхъ, предшествующихъ прибытiю Одиссея на родной островъ; двенадцать песенъ второй части — событiя на Итаке. Первая изъ этихъ двухъ частей разделяется на три отдела, по четыре песни въ каждомъ, а именно: I—IV — Телемахида, т. -е. разсказъ объ Одиссеевомъ сыне Телемахе; V—VIII — освобожденiе Одиссея изъ плена y Калипсо, буря и приключенiя на острове фэаковъ; IX—XII — разсказъ Одиссея y фэаковъ о своихъ прежнихъ странствiяхъ. Во второй части первыя четыре песни (XIII—XVI) содержатъ разсказъ о прибытiи Одиссея на Итаку, о его пребыванiи y свинопаса Эвмея, о прiезде Телемаха и о встрече его съ отцомъ. Следующiй отделъ (XVII—XX) изображаетъ приготовленiя къ мести, при чемъ Одиссей никемъ, кроме своей старой няньки, не узнается въ собственномъ доме. Третiй отделъ второй части обнимаетъ, собственно, две песни — XXI и XXII, где изображается победа его надъ женихами; но къ этимъ, важнейшимъ во второй части песнямъ прибавлены еще две, XXIII и XXIV, где изложено, какъ онъ открылся своей супруге, а потомъ и своему старому отцу, и какъ замирены были на Итаке приверженцы жениховъ.

    Такимъ представляется расположенiе Одиссеи, поделенной на песни; но счетъ песенъ введенъ былъ только александрiйскими учеными (повидимому, уже первымъ библiотекаремъ александрiйской библiотеки, Зенодотомъ Эфесскимъ, въ III в. до Р. X.), которые, въ соответствiи съ числомъ буквъ греческаго алфавита, распределили матерiалъ обеихъ великихъ поэмъ на равные отделы, или книги, иначе «песни»,— по 24 книги въ каждой, и обозначили въ алфавитной последовательности «песни» Илiады заглавными буквами, а «песни» Одиссеи — малыми. Однако, известная группировка матерiала по содержанiю была употребительна и ранее; установились, для означенiя отдельныхъ группъ, и прочныя заглавiя *; ученые составители описей александрiйскаго книгохранилища отчасти пользовались уже сложившейся традицiей. Выше раскрытая симметрiя Одиссеи была какъ бы подчеркнута деленiемъ на «песни»; но равномерное распределенiе массъ входило, очевидно, въ художественный разсчетъ последняго «дiаскеваста» поэмы — творца ея окончательной, наличной редакцiи.

    41 день), при чемъ все характерное сосредоточено въ этихъ тесныхъ пределахъ времени. Ho въ Одиссее такое сосредоточенiе соединено еще съ ретроспективнымъ изложенiемъ предшествующихъ событiй, уместно вплетеннымъ, въ форме разсказа Одиссея y фэаковъ, въ прагматическую связь повествованiя. Расположенiе разсказа столь искусно, что интересъ слушателя прикованъ къ развивающейся цепи событiй и возрастаетъ по мере приближенiя къ развязке. Планъ Одиссеи выработанъ для достиженiя эффекта фабулистическаго (не трагическаго, какъ въ Илiаде), и этотъ фабулизмъ, делающiй Одиссею, въ известномъ смысле, романомъ, равно какъ выше раскрытая, стройная симметрiя частей поэмы-романа, свидетельствуютъ о сравнительно поздней эпохе окончательной обработки изучаемаго произведенiя.

    Ученые сравнительно мало занимались Одиссеею въ связи изследованiй по гомеровскому вопросу. Она давала немного матерiала для решенiя вопроса о томъ, распадаются ли творенiя Гомера, какъ утверждали Вольфъ и Лахманъ, на небольшiя по объему, замкнутыя въ себе, отдельныя эпическiя песни-былины. Въ Илiаде бросалась въ глаза ея многосоставность; Одиссея, столь стройная и связная, казалась единымъ цельнымъ организмомъ. Здесь и тамъ были заметны, на первый взглядъ, позднейшiя короткiя вставки, интерполяцiи; но целое представлялось все же единствомъ. Первый серьезный анализъ, вскрывшiй постепенность образованiя Одиссеи, былъ произведенъ Адольфомъ Кирхгофомъ. Эти изследованiя, въ своихъ существенныхъ чертахъ, легли въ основанiе господствующаго ныне воззренiя на Одиссею, хотя и подверглись многимъ критикамъ и частнымъ видоизмененiямъ. Ознакомимся ближе съ системой Кирхгофа.

    Исконное зерно («Urkern») Одиссеи, по Кирхгофу, есть разсказъ о возвращенiи героя на родину (nostos). При начале Олимпiадъ (т. -е. около 776 г. до Р. X.) къ этому стародавнему разсказу было присоединено продолженiе, повествовавшее о томъ, что происходило съ Одиссеемъ на родине. Эти два разсказа вместе составили первую Одиссею. Уже эта древнейшая Одиссея была, какъ видимъ, не цельною поэмой, а собирательной, образовавшейся изъ соединенiя двухъ частей, одной — более древней, другой — более новой. Первая часть состояла предположительно изъ 2000 стиховъ; вторая — продолженiе первой — изъ 3500 или 4000 стиховъ; въ целомъ, максимальный объемъ древнейшей Одиссеи определяется количествомъ 6000 гексаметровъ. Въ теченiе VIII и въ начале VII века были предприняты переработки этой старой Одиссеи. Первымъ результатомъ распространительной деятельности рапсодовъ было прибавленiе къ разсказу о возврате (nostos) около 5000 стиховъ, а къ разсказу о событiяхъ на Итаке около 2000 стиховъ. Ho и эта вторая редакцiя, увеличившая объемъ поэмы на 7000 стиховъ и распространившая ее до вмещенiя, въ целомъ, около 13000 гексаметровъ, была вследъ за темъ еще обогащена вставками подробностей о пребыванiи Одиссея y фэаковъ и целою новою поэмой о путешествiи Телемаха съ целью разыскать следы пропавшаго безъ вести отца,— Телемахидой.

    —85): на совете боговъ решено освободить Одиссея изъ плена y нимфы Калипсо, живущей на острове Огигiи, для чего на Огигiю боги посылаютъ Гермеса съ приказанiемъ къ нимфе отпустить пленника. Следуетъ повесть о Телемахе, относительно которой нетъ ни y кого изъ ученыхъ сомненiя, что она поздняя вставка. Кирхгофъ, исключая отъ 86 ст. I песни остальную часть ея и три следующихъ песни, предлагаетъ продолжать чтенiе съ 45 стиха V песни. Что же заключается въ первыхъ 40 стихахъ V песни? He что иное, какъ другое начало Одиссеи, второе къ ней вступленiе (prooimion), въ которомъ сообщается более кратко то же, что и въ первомъ: боги советуются объ освобожденiи Одиссея отъ Калипсо и посылаютъ къ нимфе Гермеса. Можно поставить, однако, вопросъ: которое же изъ этихъ двухъ вступленiй древнейшее? Кирхгофъ решаетъ его въ пользу вступленiя I песни, хотя оно содержитъ въ себе, казалось бы, рядъ ненужныхъ подробностей. Существуетъ мненiе, что Телемахида была присоединена къ Одиссее, какъ необязательное добавленiе, не входившее въ нее органически; оно могло исполняться рапсодами или быть опущеннымъ, по желанiю; потомъ эта поэма-прелюдiя была теснее спаяна съ организмомъ Одиссеи; первоначально же, по выраженiю Кауэра, она служила ея планетой-спутницей. Продолженiе Телемахиды, обнимающей четыре первыя песни, мы находимъ въ песняхъ XV, XVI и начале XVII. А именно: съ V песни, т. -е. съ освобожденiя Одиссея отъ Калипсо до его высадки на родной островъ, Телемахъ, какъ бы вовсе забытый разсказчикомъ, медлитъ въ гостяхъ, несмотря на высказанное имъ решенiе немедленнаго возврата домой: только после того, какъ Одиссей нашелъ прiютъ y Эвмея, мы, въ XV песни, опять возвращаемся къ нему, находя его попрежнему во дворце Менелая въ Спарте, и слышимъ подробный разсказъ о его сборахъ въ путь, отправленiи и отплытiи изъ Пилоса. Потомъ мы следимъ за его прiездомъ на Итаку, сопряженнымъ съ опасностями отъ жениховъ, и присутствуемъ при свиданiи его съ отцомъ.

    * «Происшествiя въ Пилосе»; IV — «Происшествiя въ Лакедэмоне»; IX — «Циклопы»; XI — «Песнь о мертвыхъ»; XII — «о Кирке»; XIX — «Омовенiе»; XXII — «Убiйство жениховъ».