• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Эпос Гомера
    IV. Фессалийские былины.

    IV.
    Фессалiйскiя былины.

    Нo съ очевидностью вытекаетъ уже изъ вышесказаннаго, что те песни о славахъ героевъ, что легли первою основой въ зданiе медленно сотворяемой Илiады, были песни эолiйскiя. Ихъ принесли съ собой въ Малую Азiю племена, жившiя первоначально въ Фессалiи, на югъ отъ горы Олимпа, которая осталась и для переселенцевъ горою боговъ. На ней все боги имеютъ свои дома; на ней и y ея подножiй, въ Пiерiи, обитаютъ и Музы, услаждающiя пеньемъ боговъ и напоминающiя певцамъ старинныя были. Знали фессалiйскiе эолiйцы и среброногую морскую богиню, Фетиду — супругу Пелея (первоначально бога горы Пелiона), и издавна привыкли оплакивать горестную участь Фетидина сына — прекраснаго Ахилла (онъ же, по отчеству — Пелидъ), которому суждена краткая жизнь, полная подвиговъ несравненной славы, но отравленная горькими утратами и обреченная пресечься после того, какъ Ахиллъ одолеетъ другого богатыря — Гектора.

    Новейшiя изследованiя вскрыли присутствiе, въ местныхъ фессалiйскихъ культахъ и героическихъ преданiяхъ, целаго ряда героевъ, собранныхъ y Гомера подъ стенами или въ стенахъ осажденной Трои. Вещественная наличность, въ историческую эпоху, издревле прославленныхъ гробницъ служитъ достовернымъ признакомъ, по которому мы можемъ судить о месте исконнаго почитанiя героя и о родине связаннаго съ нимъ мифа. Гробъ Гектора, главнаго богатыря Трои и опаснейшаго непрiятеля грековъ по Гомеру, еще во времена Павсанiя, оставившаго намъ описанiе своего путешествiя по Грецiи (II в. по Р. X.), былъ одною изъ почитаемыхъ городскихъ святынь семивратныхъ Фивъ въ Бэотiи. Кажется, что Гекторъ въ древнейшихъ эпическихъ сказахъ, запечатлевшихъ y эолiйцевъ, на родине, память объ ихъ воинственныхъ передвиженiяхъ съ севера, изъ Фессалiи, въ среднюю Грецiю, въ долину реки Сперхея, игралъ роль защитника Фивъ противъ фессалiйскихъ пришельцевъ и въ этихъ войнахъ былъ убитъ. По одному известiю, сохраненному Плутархомъ, изъ аттическихъ генеалогiй Истра, вообще историка ненадежнаго, но въ данномъ случае, очевидно, записавшаго старинную местную легенду,— Александръ, коего имя въ Фессалiи было Парисъ, былъ осиленъ въ бою, y реки Сперхея, Ахилломъ и Патрокломъ. И на этомъ примере мы видимъ, что разсказы гомеровскаго эпоса о битвахъ подъ стенами Трои оказываются миражнымъ отраженiемъ междуплеменныхъ битвъ, происходившихъ въ европейской Грецiи еще до выселенiя колонистовъ въ Малую Азiю. И если y Гомера Александръ-Парисъ сражается только съ фессалiйцами, и если, по легенде, онъ палъ отъ руки фессалiйца, Филоктета, то здесь наглядно сказывается верность поздняго эпоса eгo изначальнымъ источникамъ, эолiйскимъ героическимъ песнямъ, черезъ много времени после того, какъ лица и событiя были оторваны отъ родной почвы и перенесены въ чуждый имъ, полуидеальный мiръ. Равно и приморскiя Фивы въ Малой Азiи, разрушенный Ахилломъ городъ Андромахи (Ил. VI, 397), есть не более, какъ проекцiя города Фивъ въ области Фтiотиде; Андромаха также принадлежитъ древне-эолiйскому кругу эпическихъ преданiй, а Елена, какъ богиня, была предметомъ религiознаго культа въ Фессалiи.

    въ Малую Азiю, где ждали пришлецовъ новыя условiя жизни и новыя культурныя влiянiя.

    Раздел сайта: