• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Эпос Гомера
    I. Гомер и эллинство. - Гомер и гуманизм.

    I.
    Гомеръ и эллинство

    Каждый народъ древней и самобытной образованности имеетъ стародавнее, изъ глуби вековъ идущее, но долго не отверделое и не устойчивое, видоизменяемое и умножаемое поэтическое преданiе, которое мало-по-малу онъ научается оберегать отъ дальнейшихъ переменъ, какъ неприкосновенное наследiе первоначальныхъ откровенiй, ниспосланныхъ людямъ богами. Такъ прiобретаетъ народъ священные тексты, изученiе коихъ воспитываетъ поколенiя и даетъ первые поводы къ развитiю науки о слове и искусства словеснаго, исторiи, религiознаго вероученiя и философскаго умозренiя.

    Таково было и значенiе Гомеровыхъ поэмъ въ Грецiи. Оне знаменовали, для всего раздробленнаго на многiя политическiя тела эллинскаго мiра, общенародную связь, сознанiе и овеществленiе которой было насущною нуждою нацiи, не объединенной союзомъ государственнымъ; почему издавна отдельные города, законодательнымъ путемъ, вводятъ публичное провозглашенiе отрывковъ изъ Гомера декламаторами-рапсодами въ обязательный кругъ праздничнаго обряда и съ VI века запасаются, для храненiя въ государственныхъ архивахъ, удостоверенными списками Илiады и Одиссеи. На Гомере, изъ рода въ родъ, учились эллины съ малолетства — и дома, и въ школе, и на площади — тому,что такое эллинство, какъ высокiй строй старинной речи и ея «священный» ладъ, исконный нравъ и заветный обычай, знанiе объ отеческихъ богахъ и память о родимыхъ герояхъ. Изъ Гомера, стихи котораго въ теченiе долгихъ вековъ затверживались наизусть, пристально изследовались, разносторонне истолковывались,— развили эллины и свою поэзiю (позднейшiй эпосъ, хоровую лирику, наконецъ — трагедiю), и грамматику родного языка, и первыя начала этики, поэтики, дiалектики, риторики, и свою священную исторiю, и пластическiе идеалы изобразительнаго искусства (такъ, въ V веке знаменитыя строки первой песни Илiады, ст. 528—530, определили художественный замыслъ Фидiя при созданiи олимпiйской статуи Зевса и навсегда установили иконографическiй типъ вседержителя-отца боговъ и людей),— пока наступила, наконецъ, пора критической мысли и на томъ же старомъ Гомере ученое остроумiе и эстетическая взыскательность впервые испытали свои силы и изощрились до полной независимости отъ освященнаго веками преданiя. Тогда слепой старецъ, вдохновляемый божественными Музами, превратился въ одного изъ образцовыхъ, «каноническихъ», или «классическихъ», поэтовъ, въ простодушнаго, «добраго» Гомера, въ художника подъ стать другимъ авторамъ книжной словесности, искуснаго необычайно, хотя во многомъ еще не совершеннаго, одареннаго несравненною силою генiя, но вовсе не непогрешимаго и подчасъ оскорбляющаго изысканный вкусъ.

    Гомеръ и гуманизмъ.

    Уже древняя филологiя наметила этотъ путь сопоставленiй Гомера съ творцами искусственнаго эпоса,— путь, по которому пошла и новая европейская мысль съ XIV века, co временъ Петрарки и Боккачьо, когда Гомеръ, известный средневековью лишь по наслышке, какъ старшiй, великiй братъ вещаго пророка и волшебника Вергилiя на поэтическомъ Парнассе, предсталъ въ более осязательныхъ очертанiяхъ, вследствiе перваго ознакомленiя съ eгo поэмами, отчасти уже въ подлиннике, по стариннымъ спискамъ, разбираемымъ съ помощью заезжихъ ученыхъ грековъ, а потомъ — и по первопечатнымъ книгамъ; ибо въ 1488 г., во Флоренцiи, просветительная деятельность византiйскихъ эмигрантовъ-гуманистовъ, уже второго поколенiя, увенчалась, между прочимъ, и первымъ изданiемъ Гомеровыхъ поэмъ, подъ редакцiей грека Димитрiя Халкондилы.

    поэзiи, развитое въ XVIII веке Гердеромъ, заставило положить резкую грань между эпосомъ искусственнымъ (каковы, напр., поэмы Вергилiя, Данта, Арiоста, Тассо, Камоэнса) и народнымъ эпосомъ, y грековъ — эпосомъ Гомера.

    Раздел сайта: