• Приглашаем посетить наш сайт
    Державин (derzhavin.lit-info.ru)
  • Просительницы

    ПРОСИТЕЛЬНИЦЫ
    (стихи 1—323)

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

    Данай
    Пеласг, царь Аргоса
    Вестник сыновей Египта
    Хор дочерей Даная
    Хор служанок

    ПАРОД

    Предводительница хора

    Милосердно взгляни, сострадательный Зевс,
    На беглянок, чей стан поднялся на струга́х
    С лукомория, где, многоустый, в сеть русл
    По тончайшим пескам расстилается Нил.
    Из божественной той мы бежали земли,
    И Сирийских брегов, прилегающих к ней,
    Избегали равно: не гонимы
    Всенародным судом за пролитую кровь, —

    Возжделеющих кровосмешения.
    И Данай, наш отец, опекун и вожак,
    Рассчитав каждый ход, наименьшим из зол
    Мореходный признал в Арголиду побег.
    Наш из Аргоса род —
    От рогатой Ио́, обуялой Ио́,
    Той, что овод язвил; прикоснулся к ней Зевс,
    И дохнул на нее, и она зачала:
    Сей праматерью дом наш гордится.
    И какой бы народ благосклонней взглянул,
    Чем аргивский, родной,
    На скиталиц-сестер и на ветви в руках,
    Повитые волной серебристой?
    Град, ты, град! И земля, и живая вода,
    И небесный собор этих мест, и цари,
    На глубинных сидящие тронах,
    И спасительный Зевс, третий в братстве тройном,
     

    Ограждающий кремль непорочных мужей, —
    Умиленье и стыд пред девичьей мольбой

    А насильственный сонм чад Египта, — пред тем,
    Как ступить им ногой на приморский песок,
    С кораблем оттолкните в пучину!
    Да погибнут в волнах от дыхания бурь
    И нашествия гроз! Да разит их Перун!
    Да нагрянут на них разъярелая хлябь,
    Ветры буйные, черные вихри! —
    Чтоб на ложе, для них заповедное, им
    Не взойти никогда принужденьем, презрев
    Нашу ненависть, отчее братство.

    Хор

    Строфа I

    Ныне тебя я зову,
    Предок, о нас поборай
    За́ морем, Эпаф, сын божий,
    Божий телец,
    Нашей праматерью, пасшейся древле
    На цветоносных лугах, от наития
    Зевсова дивно зачатый,
    Плод таинственный,

    Антистрофа I

    Днесь именую тебя,
    Луг попирая ногой,
    Где паслась Ио́, праматерь,
    Страсти ее
    Древние вспомнив! За род мой и племя
    Все здесь ручается, все здесь свидетельство.
    Пусть удивятся аргивцы
    Вести негаданной, —
    Все обличится.

    Строфа II

    Был бы вблизи,
    Кто б разумел
    Щебеты птиц,
    Муж — птицегадатель сей земли, —
    Слыша мой горестный зов,
    Вспомнил бы он
    Плач соловья:
    Ястреб кружит

    Над Прокной — ворог-муж Терей.
     

    Антистрофа II

    Разлучена
    С отчей страной,
    Плачет она
    О доме родимом, пленница, —
    Плачет: «Где Итис, мой сын?»
    Вольно приял
    Сын ее смерть.
    В гневе, на нем
    Горечь обид
    Ты выместила мужу, мать!

    Строфа III

    Так же плачу и я на жалобный лад ионийский,
    Раню ланиты свои
    Спаленные нильским солнцем;
    Рыданья из персей рвутся,
    Цветет печаль! Кого люблю,
    Может быть, — недруги мне.

    Дев из Воздушной Земли —
    Кто укроет, защитит?

    Антистрофа III

    Тяжбу мою рассудите, родов промыслители, боги:
    Браков блюстители — вы!
    Не дайте, чтоб грех свершился,
    Насилье творил обидчик!
    О судьи, отвратите грех!..
    Но и разбитым в бою
    Все же оплот,
    Все же прибежище есть:
    Сам Арей, его алтарь!

    Строфа IV

    Истинный путь ко благому концу
    Ведает Зевс, чей совет,
    Долго неисповедимый,
    Вдруг среди ночи слепой
    Вспыхнет ярче молний
    Во спасение человекам.

    Падает метко и бьет он впопад,
    Промысл, в бессмертной главе
    Зевса созревший к свершенью;
    Но неисследны тропы
    И непроглядны оку
    Дебри, коими нас ведет он.
     

    Строфа V

    С высокобашенных надежд столкнуть
    В миг один
    Может Зевс надменных,
    Не клича рати:
    Все им легко, вечным богам!
    Деется все, само собой,
    Мысли послушно, правящей
    Миром с престолов горних.

    Антистрофа V

    Какую поросль юной дерзости
    Корень дал,
    Сонмом буйных братьев
    — боги,
    Видите вы! Нрав их упрям;
    Ярость стрекалом их язвит.
    Поздно вздохнут слепцы о том,
    Как ослепила страсть их.

    Строфа VI

    Вот страсти, — громко жалуюсь, рыдаючи, —
    Вот страсти горькие мои!
    Увы, увы! Свой заживо надгробный плач
    Я зачинаю, сестры!
    Пожалейте меня,
    Апийские хо́лмы!
    Иноземный мой плач
    Поняла ль ты, земля?
    Часто я, часто бью
    В перси: тонкий мой рвись виссон!
    Рвись, мой убрус сидонский!

    Антистрофа VI

    Богам обеты в отвращенье бедствия
    Творим, когда грозит нам смерть.

    Буря куда нас кинет?
    Пожалейте меня,
    Апийские хо́лмы!
    Иноземный мой плач
    Поняла ль ты, земля?
    Часто я, часто бью
    В перси: тонкий мой рвись виссон!
    Рвись, мой убрус сидонский!

    Строфа VII

    Весло и снасть льняная, и попутный ветр
    Спасли меня
    От вражьей злой погони, бури злой.
    Не ропщу,
    Отец всезрящий, — лишь бы все
    Концом благим, кротким
    В должный срок венчал ты!
    Дай не знать мужа мне:
    Я — семя великое
    Праматери божественной!

    Ко мне, молящей, милостиво ты склони
    Пресветлый лик,
    Дочь Зевса, Артемида чистая!
    Будь сама,
    Безмужняя, безмужней общницей,
    Гонимой спасением
    От насильников диких.
    Дай не знать мужа мне:
    Я — семя великое
    Праматери божественной.

    Строфа VIII

    Если ж там, где солнца свет,
    Смуглоликим девам нет
    Защиты, — мы
    В дом гостеприимного
    Зевса мертвых понесем
    Вайи молебные;
    Ибо высший сонм богов
    Нас презрел. Петля нам

    Как древле гнал Ио́
    Небесный гнев, так и днесь
    Гонит нас ревность твоей
    Мощной жены, Зевс, мой отец!
    Из уст Геры сих бурь дыханье!

    Антистрофа VIII

    Оправдается ль тогда
    Оправданьем правым Зевс,
    Обидев род
    Сына юницы своей?
    Сам Эпафа он родил:
    Отвратит ли ныне лик
    От гонимых внуков тельца?
    Мы зовем: в вышних он
    Услышит нас.
    Как древле гнал Ио́
     

    Небесный гнев, так и днесь
    Гонит нас ревность твоей
    Мощной жены, пращур наш, Зевс!

    ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ

    Данай

    Благоразумья, дети, подал вам пример
    Родитель — старец, за́ море ваш верный вождь.
    И ныне здесь, на суше, все предвидя, вам
    Советую внимать мне, мой блюсти наказ.
    Я пыль завидел, войска провозвестницу
    Немую. Но и звуки слышу, — стук колес
    И вот уж вижу множество копейщиков
    С щитами, коней, колесниц изогнутых,
    Как челны. Вскоре будут к нам начальники,
    От вестников заслыша, что приплыл наш стан.
    Но что б ни значил ратный сбор, — приязненно ль
    Встречает нас градовладыка, или гнев
    Крутой его приводит, — лучше всячески
    На холм взойти вам, девы, под покров богов,
    Заступников в боренье. Крепче стен алтарь,
    Он — щит неодолимый. Поспешайте же
    И ветви вознесите в белых по́вязях
    Молитвенной рукою, — божий страх они
    — и мольбой смиренною
    Разжалобьте хозяев сей страны: ведь мы
    Опальные пришельцы. Ты расскажешь им
    Про наш побег бескровный. Пусть ответствует
    Словам вид кроткий, ясный взор и тихий чин:
    Ни отповеди резкой, ни движения
    Гневливого! Пространной же не будь в речах:
    Аргивцы ненавидят суесловие.
    Покорствовать, — запомни, — беглецу закон,
    И слов гордыня не к лицу бессильному.

    Предводительница хора

    Благоразумью ты благоразумную,
    Отец наш, учишь. Слово соблюду твое,
    И заповедь запомню. С нами пращур Зевс!

    Данай

    На нас да взглянет оком милосердным он!

    Предводительница хора

    Хотела бы я рядом восседать с тобой.
     

    Данай

    Опасно медлить. Ускоряйте шествие.

    Предводительница хора

    Зевс! Да не будет жалость слишком позднею!

    Данай

    Предводительница хора

    . . .

    Данай

    К сей птице Зевса ныне воззовите вы!

    Предводительница хора

    Луч Солнца кличем, свет зовем спасительный.

    Данай

    Зовите Феба: сам он был изгнанником.

    Предводительница хора

    Ты, чистый, сам изведал нашу долю, Феб!

    Данай

    Сочувственником будь нам и предстателем!

    Предводительница хора

    Кому же еще молиться мне из сих богов?

    Данай

    Взгляни на сей трезубец, божье знаменье.

    Предводительница хора

    Ты спас от бурь нас; так и на земле спасай!

    Данай

    Вот Гермий, дети. Он иной у эллинов.

    Предводительница хора

    Да возвестит нам, вольным, он благую весть!

    Данай

    Алтарь соборный всех царей восславивши,
    В святой округе стаей голубиною
    Укройтесь, девы робкие, от коршунов,

    Сквернится птица, птичьей крови алчучи.
    Кто дочь увел насильем от отца, нечист.
    И казни, дерзкий, он не убежит, ниже́
    В Аид сошедши. Учит нас предание,
    Что в царстве мертвых Зевс другой последний суд
    Над всем вершит, что в жизни зла содеяно.
     

    Смотрите ж, как сказал я, так ответствуйте,
    Дабы из этой тяжбы выйти с честию.

    В сопровождении свиты входит Пеласг.

    Пеласг

    Какому сонму держишь речь? Не эллинский
    На вас наряд, но одеяний варварских
    Роскошество и тяжесть. Не аргивские
    Вы жены, ни гражданки градов эллинских.
    И как столь смело вы прийти дерзнули к нам,
    Гонцов не выслав, граждан — покровителей
    Средь наших не имея, — то дивит меня.
    Сложили, вижу, ветвии молебные
    По чину у подножья Оградителей.

    С Элладой. Остального разгадать нельзя,
    Когда всего живая не объявит речь.

    Предводительница хора

    Что до моей одежды, не ошибся ты.
    Но с кем же говорю я? С гражданином ли,
    Жрецом ли жезлоносцем, иль вождем страны?

    Пеласг

    Ответ мне дай; не бойся говорить со мной.
    Пале́хтона я сын, землей рожденного,
    И сей земли владыка. Имя мне Пеласг;
    И племя, что поля сии возделало,
    Пеласгами зовется по царю земли.
    Я всей землей на запад от священных струй
    Стримона правлю; и Перребов области
    В своих держу пределах, и за Пиндом край,
    Пэонам смежный, и Додону горную;
    А за горою царства грань — волна морей.
    Все земли те и дале — под моей рукой.
    Сия ж равнина Апиевой с древних дней

    Сын Аполлона, Апий, вещий знахарь был;
    Пришел же от Навпакта и страну сию
    Избавил от чудовищ, людям пагубных:
    В отмщенье древней крови родила Земля,
    Запятнана убийством, скверн исчадие —
    Немилостивых змиев, злых сожителей.
    Он силой врачеваний очистительных
    Умилостивил Землю и Аргивян спас;
     

    Святится память Апия молитвами.
    Свидетельство принес я о себе; теперь,
    Откуда ты, поведай и продолжи речь.
    Но празднословья город наш не жалует.

    Предводительница хора

    Ответ мой краток, слово твердо: родом я
    Из Аргоса; я — семя славной матери,
    Телицы. В правде слов моих уверишься.

    Пеласг

    Невероятно, гостьи, это слышать мне,
    Что родина вам Аргос. На ливианок

    Скорее я сказал бы, что вспоил вас Нил;
    Или на Кипре, может быть, отец детей
    Такой печатью метит в час зачатия
    В родимом лоне матери. Кочевницам
    Индийским вы подобны, а не эллинкам, —
    Тем, что кочуют, на верблюдов вьючных сев,
    Как всадницы на коней, — говорит молва,
    У граней эфиопских. Если б с луками
    Пришли вы, счел бы вас я амазонками,
    Безмужними, едящими сырую снедь!
    Хочу я знать, как родом вы аргивянки?

    Предводительница хора

    Ключарницею древле храма Герина
    Была Ио́ в аргивской, говорят, земле.

    Пеласг

    Была, конечно, — молвь о том великая;
    Наложницею Зевса стала смертная.

    Предводительница хора

    От Геры не сокрылись те объятия.

    И чем же распря вышних повершилася?

    Предводительница хора

    Телицей Гера обернула смертную.

    Пеласг

    К любовнице рогатой приближался ль Зевс?

    Предводительница хора

    Да, в образе быка, гласит предание.
     

    Пеласг

    А что ж супруга Зевса многомощная?

    Предводительница хора

    Дала телице пастыря всезрящего.

    Пеласг

    Одной всезрящим пастырем кого зовешь?

    Предводительница хора

    То сын Земли был, Арг, убитый Гермием.

    Пеласг

    Иных же бед телице не чинила впредь?

    Предводительница хора

    Слепень был наслан Герой, что стрекала злей.

    На Инахе зовется кара оводом.

    Предводительница хора

    Угнал ее далече овод с родины.

    Пеласг

    Со всем, что знаю, речь твоя одно гласит.

    Предводительница хора

    Пришла она к Канобу и в Мемфийский край.

    Пеласг

    ...

    Предводительница хора

    Коснулся Зевс десницей — зачала она.

    Пеласг

    Кто ж был телец божественный, телицы сын?

    Предводительница хора

    Эпаф. Прикосновенье исцелило мать.

    Пеласг

    ...

    Предводительница хора

    Ей, по стране великой, имя — Ливия.
    От сей же кто родился, по словам твоим?

    Предводительница хора

    *.

    Пеласг

    Отца мне имя назови премудрое.

    Предводительница хора

    Данай родил нас; брат же — пятьдесят сынов.

    Пеласг

    И брата имя не скупись поведать мне.

    Предводительница хора

    Эгипт — наш дядя. Сведал ты наш древний род;
    Прими ж, как аргивянок, сонм скитальческий.

    ПРОСИТЕЛЬНИЦЫ
    (стихи 324—1074 в переводе А. И. Пиотровского)

    Пеласг

    Я вижу, вы исконные насельницы
    Долины этой. Почему же дом отцов
    Пришлось покинуть? Что за рок обрушился?

    Предводительница хора

    О царь Пеласгов! Счета нет людской беде.
    Причудливо несчастий оперение.
    Кто б думал, что нечаянное странствие

    Беглянок, ночи брачной испугавшихся?

    Пеласг

    Так почему ж к престолу городских божеств
    Приникли вы, на ветках — ленты белые?

    Предводительница хора

    В дому Египта нам не быть служанками!

    Пеласг

    Вражда? Иль богу ненавистно? В чем беда?

    Предводительница хора

    Кто нас купил, кто нас попрал, того любить?

    Пеласг

    Растят в роду богатство свадьбы родичей.

    Предводительница хора

    Труд невелик — прогнать беглянок плачущих.

    Пеласг

    Как вас приветить, чтобы угодить богам?

    Предводительница хора

    Сынам Египта не предай, не выдай нас!
     

    Пеласг

    Предводительница хора

    Твоею Правда в бой пойдет союзницей.

    Пеласг

    Стояла ль Правда у начала дел твоих?

    Предводительница хора

    В листве, в повязках города ограда. — Чти!

    Пеласг

    Дрожу. Святыню вижу в листьях, в зелени.

    Предводительница хора

    Ужасен Зевс молящих. Грузен гнев его.

    КОММОС

    Хор

    Строфа I

    О Палехфона сын! Слушай, послушай нас!
    Смилуйся, сжалься, царь! Пеласгов вожак!
    Видишь, дрожащая, зяблая, беглая
    Телочка бежит. Волк
    Гонит. К обрыву круч
    Спинкой притиснулась.
    Сжалась в комок, мыча

    Пеласг

    Я вижу: лозы отемнили свежие
    В руках молящих — троны городских богов.
    Пусть только зол не принесут пришельцы нам.
    Пускай вражда нежданно и негаданно
    На нас не рухнет. Войн не надо городу.

    Хор

    Антистрофа I

    Милостиво взгляни, Правда, на беглых нас!
    Зевса святая дочь! Заступницей будь,
    Ты же, хоть сердцем стар, после рожденным верь!
    Сирых и нищих чти!
    . . . . . . . . .
    Бог тебе счастье даст.
    Бог принимает дар
    С лаской из рук невинных.
     

    Пеласг

    Припали вы не к очагу домашнему
    Царя. Вина на город весь обрушится.
    Пусть весь народ помыслит, как от зла уйти.

    Пока всех граждан не услышу мнения.

    Хор

    Строфа II

    Ты — весь народ. Город и царство ты!
    Самовластительный князь!
    Народа очаг, храмы земли — твои!
    Единодержец, судишь-рядишь сам!
    Единодержец, скиптром правишь сам!
    Сам все вершишь! Бойся же кощунства!

    Пеласг

    Пади кощунство на моих завистников!
    И все ж: подмогой вам помочь — себе вредить.
    А посмеяться над слезой — безжалостно.
    В смятеньи — сердце. Разум — в замешательстве.
    Принять, отвергнуть? Случаю довериться?

    Хор

    Антистрофа II

    Глаз бога видит. В божьи гляди глаза!
    Бог несчастливых хранит,
    Тех, кто к ногам ближних припал в тоске,
    Но слова Правды в горечи не выплакал.

    Чье не смягчит сердце боль страдальцев.

    Пеласг

    Когда сыны Египта с вами спать хотят,
    И на родство ссылаются, на дедовский
    Святой закон, — так кто ж оспорит правду их?
    По праву и обычаю земли родной
    Должны вы опровергнуть притязание.

    Хор

    Строфа III

    Нет, никогда, вовек, мне никогда не быть
    Горькой рабой мужчин. Пускай шаткий путь
    Звезды укажут нам в моря. Брак страшней!
    Но ты выбери Правду союзницей,
    Помня богов, суди нас!
     

    Пеласг

    Суд не рассудит. Не бери судьей меня!
    Сказал: решенья не приму — хотя бы смел, —
    Не выслушав народа. Никогда пускай
    Мне в городе не скажут: в горький час беды
    Почтил он пришлых, но сгубил родной народ.

    Хор

    Зевсова кровь в тебе. Зевсова кровь во мне.
    Вровень стоят весы Зевса. И бог воздаст
    Злое — творящим зло, доброму — доброе.
    А ты медлишь, царь! Вровень стоят весы —
    Правду вершить боишься!

    Пеласг

    Сейчас раздумье надобно глубокое.
    Как водолаз, в пучину мыслей взор нырнет,
    Чтоб город горя не черпнул — вот главное.
    И чтоб для вас счастливо все покончилось.
    Пусть битва не расхитит городских богатств,
    Но пусть и вас я не предам, доверчиво
    К богам припавших, чтобы на постой не встал
    В моем дому — Аластор-мститель, черный гость.
    Он и в аду меня не кинет — мертвого.
    Тут поразмыслить надо о спасении.

    Хор

    Строфа IV

    Думай, царь! Будь, о царь,
    Рода друг, сирых страх!

    Нас, беглянок, не предай!
    Нас, изгнанниц, гнали в даль
    Божий страх, стыд людской.

    Антистрофа IV

    Обнял рой робких дев
    Трон богов. Нет, не дай
    Нас угнать,
    Полновластный князь земли!
    Злы и яры женихи.
    Защити от злобы!

    Строфа V

    Нет, не дай, чтоб повлек бесстыдный враг
    Нас от святых камней,
    Правду и честь поправ,
     

    Как коней за узду,
    Холст разорвав рубах
    Крашеных, вышитых.

    Антистрофа V

    Помни, царь! Дома и детей твоих

    Вровень стоят весы.
    Держит судьба весы.
    Оберегай же, царь,
    Зевса предвечный строй.

    Пеласг

    Я все обдумал. Буря нас о берег бьет.
    Так или этак, но война великая
    Неотвратимо грянет. Что ж! Сколочена
    Упруго лодка, стянута канатами,
    Не повернуть нам без трудов и бедствия,
    Иль в этих вихрях крепко заблуждаюсь я.
    Но радостней слепым быть, чем пророком зла.
    Пусть будет лучше, чем боюсь, и иначе!

    Предводительница хора

    Послушай напоследок слово скромное!

    Пеласг

    Я слушал. Слушать буду. Говори. Я здесь.

    Предводительница хора

    Есть на рубахах пряжки, пояса у нас.

    Одежды это девушек обычные.

    Предводительница хора

    Для нас они, запомни, средство верное!

    Пеласг

    Скажи, зачем такие говоришь слова?

    Предводительница хора

    Когда не дашь беглянкам поручительства...

    Пеласг

    На что вам пригодятся пояса, скажи!

    Предводительница хора

    Богов украсим идолы по-новому.

    Пеласг

    Играть в загадки хочешь! Говори прямей!
     

    Предводительница хора

    Здесь, на кумирах тотчас мы удавимся.

    Пеласг

    По сердцу плетью бешеной стегнула речь.

    Предводительница хора

    Ты понял? Все воочию увидишь, царь.

    Чудовищные ринулись опасности.
    Река надулась половодьем горестей.
    Вокруг — непроходимая, бездонная
    Беды пучина. Нет мне верной пристани.
    Когда желанья вашего не выполню,
    Вы мерзостью грозите: ей и меры нет.
    А встречу в битве под стеною города
    Сынов Египта — братьев ваших, спор решив
    Оружьем, — расточительно и горестно
    В поля мужскую ради женщин кровь пролить.
    Когда добро и золото потеряно,
    Добыть поможет новое Стяжатель — Зевс.
    Когда язык стрелой ужален шалою,
    Излечит слово то, что словом ранено,
    Но чтобы зря родная не пролилась кровь,
    Молиться надо, возлиять и жертвовать,
    Просить богов умильно; исцеленье в них.
    Всех выше — Зевс молящих. Гнева Зевсова
    Бояться неизбежно. Страшен людям Зевс.

    А ты, седой родитель этих девушек,
    Собрать вели священных веток ворохи
    И в город отнеси их, к алтарям богов,
    На площади. Пусть видят горожане их,
    Свидетелей погони. И меня пускай
    Не судят. Любят люди попрекать царей.
    Увидят ветки, пожалеют девушек.
    К тем, кто слабее, сердцем мы всегда добры.

    Данай

    (к хору)

    Благодарить и радоваться надо нам.
    Заступника нашли мы милосердного.

    (к Пеласгу)

    Дай провожатых мне теперь, оружников,
    Из здешних. Пусть в ограду городских богов
    К старинным, чтимым алтарям покажут мне
    Дорогу. Одному небезопасно тут
     

    Шагать: чужак лицом я и одеждою.
    Иное племя Нил растит, иное же —
    Инах. Гляди, чтоб смелость не родила страх.

    Пеласг

    Ступайте, люди! Правду говорит пришлец,
    Богов ограду, алтари на площади
    Укажете вы гостю. И держать язык!
    Вам повстречался мореход незнаемый.

    (Данай уходит в сопровождении воинов.)

    Предводительница хора

    Ему приказ ты отдал. Он послушался.
    А нам как быть? Где помощь и покой найти?

    Пеласг

    Пусть канут наземь ветви, горя спутницы!

    Предводительница хора

    Вот на земле! Приказу повинуемся.

    Пеласг

    Сойдите на зеленый, вольный луг теперь!

    Предводительница хора

    Неогражденный разве нам защита луг?

    Пеласг

    Не коршунам на корм мы выставляем вас.

    Врагам — добычей. Змей они чудовищней.

    Пеласг

    На ласковые лаской отвечай слова!

    Предводительница хора

    Жжет сердце ужас. Разве удивительно?

    Пеласг

    У беззащитных страхом велики глаза.

    Предводительница хора

    Утешь нас словом, делом успокой нас, царь!

    Пеласг

    Отец покинул ненадолго девушек.
    Я ж ополченцев созову земли моей
    И поверну общину всю на дружбу к вам
    И научу, что говорить родителю.
    А вы останьтесь. Все, чем сердце полнится,
     

    В мольбах откройте го́рода святым богам.
    А я пойду. Все учиню, как надобно;
    Веди, удача! Говори красно, язык!

    Пеласг уходит.

    СТАСИМ ПЕРВЫЙ

    Хор

    Строфа I

    Царь царствующих! Господин господствующих!
    Тиран тиранов! Сильный, обильный Зевс!
    Послушайся! От женщин
    Мужскую страсть отведи и ярость!
    Выбрось в кипенье пурпурное хлябей
    Черновесельную гибель-лодку!

    Антистрофа I

    Стариннейшую, вековую, кровную
    Любовь припомни к нашей прабабке милой!
    Взгляни на нас, молящих!
    Начальник рода, расхититель Ио!
    Зевс, — твои мы! От нильской, любимой
    Поймы твоей мы сюда бежали.

    Строфа II

    На след старинный возвратились.
    Матери здесь поля в цветах и травах.
    Здесь — бычий луг. Отсюда Ио

    Ум помутился. Бежала,
    Долго скиталась по селам земным,
    Переплыла бродом морским —
    Так на роду ей суждено
    Материки вод рубежом разрезать.

    Антистрофа II

    Страной Азийскою промчалась.
    Фригией всей насквозь, ягнят кормящей.
    Мисийцев кремль там, Тифранта город.
    Лидии кряж ледяной,
    Дебрь хребтов Киликийских
    Пересекла и Памфилии степь.
    Перебрела межени рек,
    Перебрела топи болот,
    К жирным пришла хлебным краям Киприды.
     

    Строфа III

    Бежит. А жало ранит и язвит.
    Жжет пастух окрыленный.
    Вот и Зевсовы пашни,

    И вздулся Нил.
    Смывает Нил едкий яд заразы.
    Скачет шалая. Гонит стыд.
    Мчится, бичом измучена,
    Мчится Менада Геры.

    Антистрофа III

    Кто жил в те годы в Нильской стороне,
    Бледный ужас связал их.
    Страшно видеть и странно
    Урода, образ мерзкий и ублюдочный,
    Коровы вид
    И девушки. Чуду люд дивится.
    Кто, сострадая, сжалился
    Над злополучной, беглою,
    Жалом гонимой Ио!

    Строфа IV

    Владыка, временем предвечный,
    Стал спасителем Зевс ей.
    Блаженной силою пахнул,

    Стихли страданья. Грусть и стыд
    Тихой слезой истаяли.
    Груз приняла от Зевса — слово истинно —
    Чудный родился мальчик.

    Антистрофа IV

    Спаситель, временем предвечный.
    Славят земли, ликуют.
    Жизнеподатель, дивный сын,
    Подлинно сын он Зевса.
    Кто бы другой попрал, поверг
    Мстительной Геры злобу?
    То было Зевса делом. Род наш славный горд,
    Все мы Эпафа дети.

    Строфа V

    Кому ж молиться из бессмертных?..
    Кто благодетель, кто заступник?
    Один, отец, зачинщик, рода сеятель.
    Старинный предок, великан,
    Творец щедрот, благ зиждитель, бог Зевс.

    Бог никому не подначальный,
    Владыка сильных и великих,
    Ни на кого не глядя снизу вверх, царишь.
    Промолви — все сотворено!
    Помысли лишь в сердце — все свершилось!..

    ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ

    Со стороны города входит Данай,
    в сопровождении оруженосцев.

    Данай

    Смелее, дети! Радостные приняты
    Народом полномочные решения.

    Предводительница хора

    Отец, будь счастлив, вестник милой радости!
    Скажи мне, что в собранье постановлено,
    Рук большинство народных поднялось за что?

    Данай

    Голосовал единодушно Аргос весь.
    И дряхлое взыграло сердце весело.
    Бесчисленные руки рассекли эфир
    И силу дали доброму решению.
    Дано нам поселиться в этом городе,

    Ни здешнему, ни гостю не позволено
    Нас увести отсюда. А из граждан тот,
    Кто на защиту нашу не поднимется,
    Народом изгнан, чести будет он лишен.
    Принять решенье это убедил народ
    Пеласгов князь. От гнева Зевса, мстящего
    За оскорбленных, остерег он. Городу
    Не быть уж жирным, если оттолкнет гостей
    И вместе — кровных родичей. Вдвойне чума
    Падет, страна потонет в безысходном зле.
    Глашатая не ожидая, весь народ
    Аргосский руки поднял за царем. Так быть!
    Речей поддались силе, складно сложенных,
    Пеласгов люди. Зевс да кончит все добром!

    Предводительница хора

    Подымайтесь! Просите о доброй судьбе
    Для аргосцев, в отплату за добрую весть!
    Зевс скитальческий! Слово скитальцев услышь!
     

    К поспешенью счастливому все приведи!


    Хор

    Строфа I

    Ныне внемлите нам,
    Зевсовы дети в небе!
    Счастье в страну излейте!
    Пусть никогда огонь
    В старый Пеласгов кремль
    Злой не метнет Арес,
    Грозный и славный бог!
    Жатву людей
    Жнет пускай на других запашках!
    Нас они пожалели,
    Добрый кинули жребий,
    Чтили к Зевсу припавших,
    Наше зяблое стадо.

    Антистрофа I

    Не за мужскую власть
    Отдали голос веский,
    Девушек плач отринув.
    Нет, им в глаза глядел

    Мститель. Тяжел с ним бой.
    Дому тому беда,
    Где над коньком
    Он угнездится, пришлец ужасный.
    Нас, родных, полюбили,
    Зевса приняли сирот.
    Пусть на чистых престолах
    Богу жертвы приносят.

    Строфа II

    Набожен девушек
    Рот, хоть в руках ветвей
    Нет. Так летите ж, песни!
    Пусть этот город милый
    Язва-чума не тронет.
    Трупами граждан распря
    Не окровавит полей и пашен.
    Пусть цветет и не вянет
    Юность. Пусть Афродиты
    Муж, губитель людей, Арес
     

    Антистрофа II

    А на скамьях старшин
    Пусть старики сидят,
    Седы, да сердцем юны.
    Город пасут разумно.
    Будет им свято имя
    Зевса скорбящих сторожа.
    Мир он ведет по седым законам.
    Пусть блюстителей царства
    Род державный рождает!
    Артемида развяжет пусть
    В час болезни — рожениц!

    Строфа III

    Пусть истребительный,
    Мор погубительный,
    Добрых людей не косит!
    Песен и плясок палач,
    Слезы родящий Арес
    Пусть воплем домов не полнит.

    Роись дальше отсюда!
    Верным другом Ликийский бог
    Будет пусть молодежи!

    Антистрофа III

    Всякая овощь пусть
    Во благовременьи,
    Зреет по воле Зевса!
    Козьи отары пусть
    Мечут богатый приплод!
    Дай, бог, изобилье дому!
    Напев звонких аэдов,
    Летай в праздничных хорах!
    Слава, вторь из девичьих уст
    Струн роптанью кифарных!

    Строфа IV

    Права и вольности сограждан
    Пусть блюдут городские власти,
    На счастье всем, прозорливо правя.
    С соседями честный мир,

    Пускай хранят без обид и кривды.

    Антистрофа IV

    Богам, владеющим страною,
    Молятся пусть, как велели деды,
     

    Жертвы творя, в венке лавровом.
    Отца и мать в страхе чтить —
    Нам закон третий дан.
    В скрижалях он предначертан Правды.

    Данай

    (с вершины жертвенника)

    Хвалю молитвы мудрые, о дочери!
    Но выслушайте от отца без трепета
    Слова необычайные и новые.
    С высокого забрала четко вижу я
    Корабль. Он ясно различим. Узнал мой взор
    И парусов оснастку, и опалубку,
    И волнорез. Глядит глазами круглыми
    Корабль, послушный черезмерно голосу
    Правильщика. Тот голос нам бедой грозит.
    Вот и гребцов я вижу. Тело смуглое

    Уж много лодок видно и злодей на них.
    Вот к берегу подходит головной корабль,
    Спустил он парус. К отмели на веслах мчит.
    Мужайтесь, дети! Ждите осмотрительно
    Того, что будет, к идолам припав богов.
    Охрану приведу я и ходатаев.
    Придти глашатай может иль гонец сюда.
    Добычу пожелает уволочь с собой —
    Тому не быть! Не трепещите, дочери!
    Все ж лучше, если помощь позамешкает,
    Не покидать надежного убежища.
    Скрепите сердце. В грозный день, в расплаты час
    Воздаст тому, кто бога оскорбляет, бог.

    КОММОС

    Хор

    Строфа I

    Отец, мне страшно! Корабли крылатые
    Летят, и время мчится кораблей быстрей.
    Страх леденит меня. Сердце объяла скорбь!
    Польза была ли нам в бегстве томительном?

    Данай

    Сказал народ аргосский слово твердое.
    Смелее! Будет бой за вас. Уверен в том.
     

    Хор

    Антистрофа I

    Сыны Египта беззаконны, бешены
    И ненасытны в драке. Знаешь все и сам.
    Дуба рубленного, суриком крашены,
    Лодки плывут стремглав, гнутые, буйные,
    Черным войском полны скамейки.

    Данай

    Найдут и здесь отважных, плечи сильные
    В полдневном зное опаливших досмугла.

    Хор

    Строфа II

    Одних не покидай нас! ни за что, отец!
    Мы — девушки. Ничто — мы! В нас Ареса нет.
    Ринутся вороны, хитрые, хищные,
    В сердце — предательство, в мыслях — обман и плен.
    Им алтари — не святы.

    Данай

    Отлично было б, дочери, когда б враги
    Не вас одних, но и богов обидели.

    Хор

    Антистрофа II


    Ворам, отец! Протянут нагло руки к нам.
    Силой мужской кичась, ярые, шалые,
    Псы без стыда, козлы, кобели жадные,
    Боги для них — не боги.

    Данай

    Есть поговорка: волки посильней собак.
    Сытней ржаная каша нильской зелени.

    Предводительница хора

    Чудовищ взбеленившихся, взбесившихся
    Стыд потерявших — остеречься надо их.

    Данай

    Не так-то скоро войску корабельному
    Приплыть, причалить, накрепко канатами
    Пришвартоваться. Якорную, верную
    Найдут не в раз стоянку лодок кормчие.
    Вдобавок нет на побережье пристани,
    И солнце к ночи клонится. Тревог полна
    И страхов ночь для опытного кормчего.
     

    Неладно войско на берег высаживать,
    Пока надежно флот на якоре не стал.
    Богам молитесь, если одолеет страх.

    Не попрекнет: я сед, да молод разумом.

    Уходит Данай. Хор в страхе бросается к алтарям.

    СТАСИМ ВТОРОЙ

    Хор

    Строфа I

    Ой край холмистый! Ой святынь земля!
    Что будет с нами? Где спастись? Где спрятаться
    В стране Апийской? Где нора, лазейка, щель?
    Как черный дым пусть взлетим,
    Где Зевса ходят облака,
    Незримо, неслышно.
    Легкой, летучей
    Бескрылой пылью ветер нас развеет!

    Антистрофа I

    Нет ни пути, ни тропки, ни дорожки!
    Стучится сердце птицей чернокрылою.
    Отца дозор сковал, как цепью. Гложет страх.
    В удавке пусть примем смерть.
    В петле повиснуть нам милей,
    Пока не стиснул

    Пусть Ад владеет девушкою мертвой.

    Строфа II

    Пускай на горных высях нам приют дадут,
    Где влажные туманы остывают в снег.
    Пускай обрух, упрямый кряж,
    Пропасть козья, яр крутой,
    Коршунье гнездо глядят:
    Камнем рухнем мы на дно,
    Прежде чем бесстыдной, злой
    Свадьбы ночь сломает сердце.

    Антистрофа II

    Пускай собаки сгложут тело девичье
    И птицы клювом раскромсают. Стерпим все!
    Освободительница-смерть
    Нам в неволе даст покой.
    Смерть, спеши, пока в постель
     

    Муж невесту не повлек.
    Как иначе убежать?
    Свадьбы ночь нас как минует?

    Вопите, войте! К небу крик!
    К богам — мольба! К богам — слеза!
    Поможет ли плач? Спасет ли мольба?
    Придет ли покой? Ты видишь, отец,
    Разбой, раззор! И светел все ж
    Ясный взор божьих глаз?
    К твоей руке припавших чти,
    Всевластнейший мира царь, Зевс!

    Антистрофа III

    Сыны Египта, псы, козлы,
    За страшной ласкою гонясь,
    Помчались за мной. По следу бегут,
    Беглянок вспугнул гомон и гик.
    Рвутся силком робких схватить.
    Бог, но в твоих руках
    Весы. Что может человек
    Без воли твоей? Что смеет?
    Ой-ой-ой-ой, ай-ай!
    Ловчий пес! Вот в море! На суше вот!

    Ио! Вот перед глазами! Ой, лестницы! Лестницы!
    На берег брошены! Спасите!
    Вот горя начало! Подходит, спешит
    Невзгода моя! Ио, Ио!
    Быстро сюда, к алтарям!
    Жадная похоть грозит!
    На берег с лодок ползет!
    Царь, приди! Заступник!

    ЭПИСОДИЙ ТРЕТИЙ

    Входит чернокожий Вестник — посланец сыновей Египта.

    Вестник

    В барку! В барку, живей!
    Шевелитесь, эй!
    Не зевать, не зевать!
    Толчок, толчок, пинок, щипок!
    По затылку, в кость и в кровь,
    Топором пополам!
    Живо, живо, живее, твари, в лодку!
     

    Хор

    Строфа I


    В хлябях бешеных сгинь!
    Ты, тиранов надменных
    Сбитая крепко гвоздями лодка!
    Велю тебе: силой не трогай!
    Сбесился ты, мерзкий!

    Вестник

    В кровоподтеках на корабль втащу! Бегом!
    Эй, шевелитесь, эй!
    Ги-ги! Го-го! Алтарь оставьте! В лодку, эй!
    Богам молитесь нашим. Их вы бросили!

    Хор

    Антистрофа I

    Пусть не видать нам тебя,
    Пашни питающий Нил!
    Хотя теплит влага твоя
    Кровь в человеке и хлещет пеной.

    Вестник

    Эй, на корабль! На корабль! Живей!
    Волей-неволей, эй!

    Хор

    Здесь род наш исконен и древен,

    Вестник

    Силой стащу со ступеней
    Битыми будете, битыми!

    Хор

    Строфа II

    Ай, ай! Ай, ай!
    Лучше б ты по хлябям морским,
    Бурей гонимый, скитался!
    К Сарпедоновой брошен
    Зыбкой, песчаной отмели,
    Лучше б в тумане сгинул!

    Вестник

    Вопи, стони и голоси! Богов зови!
    Ладьи не перепрыгнуть вам египетской,
    Хотя б визжали во сто крат пронзительней.
     

    Хор

    Антистрофа II

    Ой, ой! Ой, ой!
    Лаешь нагло, за всех один.
    Чванишься, спесью раздутый!
    Помни, видит великий Нил.

    Он остановит, подлый.

    Вестник

    Велю грузиться в барку остроносую,
    Да поживее! Мешкать не советую!
    Не то схвачу вас за волосы. Плачьте же!

    Хор

    Строфа III

    Ой-ой! Отец!
    Богов кумиры — обман!
    Паук длинноногий тянет!
    Призрак, призрак черный!
    О-то-то-той!
    Земля! Земля! Спаси!
    Гибельный страх отврати!
    Земли сын, ой! К нам, Зевс!

    Вестник

    Мне здешние не страшны боги. Не они
    Мое растили детство, юность холили.

    Хор

    Антистрофа III

    Ай-ай! Змея,

    Ехидна вцепилась в нас!
    В ногу вгрызлась жадно!
    О-то-то-то-той!
    Земля! Земля! Спаси!
    Гибельный страх отврати!
    Земли сын, ой! К нам, Зевс!

    Вестник

    Идти велю вам на корабль без ропота!
    Не то в лоскутья изорву рубашек лен.

    Хор

    Ио, город, ой!
    Начальники! Гонят нас!
     

    Вестник

    Господ немало, сыновей Египтовых,
    Дадим. Не плачьте! Без господ не будете!

    Хор

    Ио! Гибнем совсем!
    Наконец нежданный! Царь!

    Вестник

    Поволоку вас, ухвативши за косы.
    А ваши уши глухи для речей моих.

    Пеласг

    Эй-эй! Что ты затеял? Как взбрело на ум
    Бесчестить край Пеласгов — смелых воинов?
    Пришел ты в бабье государство, думаешь?
    Над эллинами, варвар, вздумал чваниться!
    Все безобразно делаешь и без толку.

    Вестник

    Что ж не по праву и неверно сделано?

    Пеласг

    Чужак и гость, не знаешь, как вести себя.

    Вестник

    А что? Свою потерю возвратить хочу.

    Пеласг

    Гостеприимца назовешь какого здесь?

    Вестник

    Гермес-Находчик — вот гостеприимец мой!

    Пеласг

    На божество сослался, а богов не чтишь!

    Вестник

    Пеласг

    А здешние — тебе ничто? Сказал ты так?

    Вестник

    Возьму вот этих, если не отнимете.

    Пеласг

    Попробуй, будешь плакать, и не мешкая.

    Вестник

    Услышал слово негостеприимное.
     

    Пеласг

    Не гость мне святотатец и кощунственник!

    Вестник

    Пойду. Сынам Египта расскажу про все.

    Пеласг

    Иди! Быков я не пасу забот твоих.

    Вестник

    Но чтобы, зная, ясно рассказать я мог,
    (Все сообщить подробно — долг глашатая) —
    Как доложить, скажи мне, кто украл у нас
    Всю стаю этих девушек — нам свойственниц?

    И выкуп нам не серебром, не золотом
    Дадите. Будут битвы, будет злая кровь
    И злые раны, и бойцов отважных смерть.

    Пеласг

    Зачем знать имя? Час придет, услышите
    О нем и ты, и те, кого привел с собой.
    А этих можешь увезти — не силою, —
    Охотой, словом убедивши ласковым.
    Единодушно принято решение
    Народом силой стаю этих девушек
    Не выдавать! Гвоздем прибито кованым
    Решенье, не в дощечки слово вписано,
    Не в складках запечатано папируса, —
    Из уст моих свободно, недвусмысленно
    Его ты слышишь. А теперь — подальше с глаз!

    Вестник

    Раздуть ты хочешь новую войну? Пускай!
    Мужам да будет власть и одоление!

    Пеласг


    Людей, не пивопийцами набрякшими.

    Вестник уходит

    Вы, девушки, с наперсницами милыми,
    Ступайте, с тихим сердцем, в крепкий город наш,
    Броней высоких башен опоясанный.
    Общинных зданий в городе достаточно,
    И я настроил много не скупой рукой.
    Там жить просторно и привольно будете,
     

    Средь домочадцев многих. Если ж хочется, —
    В домах отдельных, малых вы поселитесь.
    Все лучшее, все самое желанное
    Открыто вам. Цвет рвите! Ваш заступник — я
    И город весь. Постановленье города
    Незыблемо. Каких защит еще вам ждать?

    Предводительница хора

    Пусть за щедрость щедроты осыплют тебя,
    Величавый Пеласг!
    А теперь к нам радушно Даная пошли.
    Он — родитель наш, добрый советчик, вожак.
    — пораздумать о том,
    Как и где поселиться нам, где отыскать
    Дом, чтоб сплетня не выросла. Каждый готов
    Чужаков клеветой
    Обесславить. Но счастье да будет!

    (Царь уходит)

    С благодарственной песней, с хвалой на устах
    Многославный приветствуйте город!
    Вы, служанки любезные, встаньте вокруг.
    Подарил вас по жребию каждой из нас
    Царь Данай как приданый подарок.

    (Данай входит, в сопровождении оруженосцов)

    Данай

    Должны аргосцам вы молиться, дочери,
    Как олимпийским божествам, и жертвовать.
    Они спасли вас. Слово недвусмысленно.
    Что с вами было, кровными и присными,
    Как мучили вас братья, рассказал я все.
    Оруженосцев и телохранителей
    Они мне дали, голову седую чтя,
    Чтобы нежданной смерти час удар копья

    За всю заботу благодарность верная
    Пусть у кормила встанет ваших помыслов.
    Впишите в память, рядом с тем, что вписано
    Из прежних, многих добрых слов родительских.
    Испытывает время дружбу новую.
    На поселенца всякий рад точить язык.
    Молва дурная быстро разлетается.
    Прошу, не обесславьте седины моей.
    Мужские взоры распаляет возраст ваш.
    Плод спелый сада уберечь не так легко.
    Богам и людям лакомиться хочется,
    И тварь земная любит и крылатая!
     

    Киприда разглашает: «Виноград созрел»;
    Эрот нам шепчет: «Рвите гроздья сочные».
    На девушку красивую и статную
    Прохожий рад очей обворожающих
    Стрелу метнуть, желаньем очарованный.
    То, от чего бежали, горький труд приняв,
    Вспахав просторы моря, — пусть не ранит здесь.
    — себе,
    Врагам в утеху. Дом готов двоякий нам:
    И царь Пеласг и город предлагают кров,
    Почетный и бесплатный. Превосходно все.
    Совета не забудьте же отцовского:
    Дороже жизни цвет храните девичий!

    Предводительница хора

    В другом пусть боги милостивы будут к нам.
    За грозди сада нашего спокоен будь!
    Пока судьба не присудила иначе,
    Тропу топтать мы станем прежних помыслов.

    ЭКСОД

    Данаиды, сопровождаемые служанками,
    двигаются к городу.

    Хор

    Строфа I

    В город путь наш. Величайте
    Всех богов круг, градодержавцев,
    Кремль хранящих,
    Над старинным
    Поселенных Эрасином!
    Вы, служанки, песнь примите!

    Город милый!
    Нила медленные устья
    Больше славить мы не будем.

    Антистрофа I

    Мы потоки славить будем,
    Что струятся по равнине, растекаясь
    Серебристыми ручьями,
    Луг поя медовым соком.
    Артемида, помоги нам!
    Дева, девушек подруга! Пусть желаньем
    Нас не взманит Киферея —
    Страшны битвы страсти темной.

    Хор служанок

    Строфа II

    Не презренен нам Киприды строй приглядный,
    Рядом с Герой правит властно Афродита.
    Многокозненна богиня,
    Но дела ее чудесны.
    Рядом с матерью улыбчатой приходят

    И Гармония — служанка
    Афродиты, и Эротов
    Шёпот вкрадчивый и робкий.

    Антистрофа II

    Нам, беглянкам, храп зловещий бедствий страшен
    И сражений дым кровавый, гомон зычный.
    Почему плыла так быстро
    Зорких ловчих злая лодка?
    Что от века суждено нам, то случится.
    Зевса промысел высокий не объехать.
    Тот же жребий прежде выпал
    Стольким девушкам на долю.
    Все оканчивает свадьба.

    Хор дочерей Даная

    Строфа III

    Пусть спасет нас Зевс от свадьбы
    С родом мерзостным Египта.

    Хор служанок

    Это было б счастьем лучшим,

    Хор дочерей Даная

    Ты не знаешь дней грядущих.

    Хор дочерей Даная

    Антистрофа III

    Как изведать, как измерить
    Зевса мысль, бездонный омут!

    Хор служанок

    Не кичись, не надмевайся!

    Хор дочерей Даная

    Дай совет в словах разумных!

    Хор служанок

    Не роптать на волю божью!
     

    Общий хор дочерей Даная и служанок

    Строфа III

    Зевс-владыка! Отврати
    Злую свадьбу, злых мужей
    Ярость. Бедной Ио
    Сердца боль утишил ты,
    Прикоснулся целящей рукой,

    Антистрофа III

    Девушкам победу дай!
    Горе отгони! Отмерь
    Счастье мерой скромной!
    Правду правдой награди!
    Вот молитва моя. Божества
    Пусть вершится промысел!

    Хор Данаид в сопровождении служанок
    покидает орхестру.

    Примечания

    * Вариант: Бэл, дед мой, сыновей двоих отец.

    Эта трагедия являлась первой частью тетралогии о Данаидах, в которую входили также «Египтяне», «Данаиды» и сатировская драма «Амимона» (см. фр. 100—104).

    Создание тетралогии большинство ученых до начала 50-х годов нашего века относило к раннему периоду творчества Эсхила, хотя в более точной датировке мнения расходились довольно основательно — от 90-х до 70-х годов V в. Поводом для пересмотра установившихся представлений послужил папирусный отрывок из так называемой дидаскалии (сообщения о постановке), опубликованный в 1952 г. в 20-м томе Оксиринхских папирусов (№ 2256, фр. 3). Поскольку здесь упоминается Софокл, впервые выступивший на афинском театре в 470 г., все более ранние датировки должны, по-видимому, отпасть, и если в дидаскалии (достаточно испорченной) правильно восстанавливается имя архонта Архедемида, то постановку «Просительниц» следует отнести к 463 г. Существует, однако, мнение, что в дидаскалии речь идет о посмертной постановке тетралогии, и тогда имя Софокла ничего не решает в ее датировке. См.: Тронский И. М. Оксиринхская дидаскалия к тетралогии Эсхила о Данаидах. Вестник древней истории, 1957, № 2. С. 146—159. Всестороннему рассмотрению вопроса о времени создания тетралогии и возможном содержании несохранившихся ее частей посвящена работа: Garvie A. F. Aeschylus Supplices: play and trilogy, Cambridge, 1960. См. также рецензию В. Ярхо в «Deutsche Literaturzeitung» (92, 1971, 655—659), из которой следует, что составитель данных примечаний склонен относить «Просительниц» ко второй половине 470-х годов, считая их произведением, довольно близко примыкающим по кругу идей и по характеру разработки образов к «Персам» (472 г.).

    Миф о дочерях Даная получил разработку в древнегреческой литературе задолго до Эсхила. Существовала послегомеровская эпическая поэма «Данаида» объемом около шести с половиной тысяч стихов, от которых до нас дошли только два. Отдельные персонажи этого сказания встречались в произведениях VII—VI вв., приписывавшихся Гесиоду (фр. 127, 128, 135, 137 и примеч., «Щит Геракла», ст. 327). Трагедии под названиями «Египтяне» и «Данаиды» были также у Фриниха, современника Эсхила (не сохранились). Связное изложение мифа известно нам, однако, из более поздних источников (Аполлодор, II, I, 3—5). Сводится оно к следующему.

    К дочери бога реки Инаха (в Аргосе) по имени Ио, жрице храма Геры (ср. ст. 291), воспылал любовью Зевс и, чтобы скрыть свою возлюбленную от глаз Геры, превратил ее в телку. По другому варианту, эту метаморфозу над Ио произвела сама Гера, чтобы отвадить от нее Зевса. Так или иначе, Гера приставила к ней сторожем стоглазого Аргуса, а когда Гермес по приказу Зевса убил Аргуса, Гера наслала на Ио лютого овода, который неустанно преследовал обезумевшую от боли девушку. Гонимая оводом, Ио прошла в блужданиях через Европу и Азию, пока не достигла Египта. Здесь Зевс, наконец, избавил ее от мучений, и от прикосновения верховного бога Ио родила сына Эпафа, который воцарился в Египте (ср. ст. 16—18, 40—48). К странствиям Ио см. также Пром. 640—686, 707—735, 790—815, 829—850.

    — Египет и Данай. У первого было 50 сыновей, у второго — столько же дочерей (воспоминание о восточном многоженстве). Когда возмужавшие Египтиады потребовали себе в жены дочерей Даная, ни он сам, ни девушки не захотели заключения этого брака, построили себе корабль и стали искать спасения бегством, считая наиболее подходящим для себя приютом Аргос как родину их праматери Ио. С прибытия Данаид в Аргос и начинаются «Просительницы».

    Действие трагедии происходит на равнине невдалеке от Аргоса, перед общим алтарем олимпийским богам. Каждый из них, как видно, был отмечен в этом сооружении присущим ему символом: Зевс — фигурой орла (см. 212), Посидон — трезубцем (218). Ср. также ст. 189 сл., 222, 355.

    5. И Сирийских брегов... — Согласно мифу, Данай царствовал в Ливии, Египет — в Аравии, откуда, по представлениям Эсхила, не так далеко и до Сирии.

    10. Вожделеющих кровосмешения. — В. Иванов исходит в своем переводе из современных представлений о недопустимости брака между двоюродными братьями и сестрами. В Афинах признавался вполне естественным не только такой союз (ср. ниже ст. 337, 387—389), но и брак между дядей и племянницей, необходимый в том случае, когда девушка-наследница оставалась сиротой. У Эсхила сказано, что девушки избегают «нечестивого брака с сыновьями Египта», однако причиной их бегства является, скорее, наглость претендентов, настаивающих на браке с Данаидами вопреки воле их отца (см. ниже, ст. 82, 227—229).

    21 сл. ... ветви в руках // Повитые волной серебристой? — Оливковые ветви, увитые шерстяными нитями, служили знаком мольбы о защите.

    25. На глубинных сидящие тронах... — Т. е. подземные боги, хранящие свою землю.

    26. ... третий в братстве тройном... — Зевс, которому достались небо и земля, делил власть над миром со своими братьями Посейдоном, повелителем морей, и Аидом, владыкой подземного царства. Ср. Илиада, XV, 187—192.

    34. Да разит их Перун! — В оригинале речь идет о грозе с молнией.

    57. Кто б разумел // Щебеты птиц... — По голосу и полету птиц древние гадатели предсказывали будущее.

    60. Над Прокной — Афинская царевна Прокна, выданная замуж за фракийского царя Терея, попросила его привезти к ней для свидания ее сестру Филомелу. Изнасиловав в пути девушку, Терей вырезал у нее язык, чтобы она не могла разгласить его преступление. Однако Филомела нашла способ поведать сестре всю правду. Разгневанная Прокна в отместку Терею зарезала своего сына Итиса; когда же Терей погнался за ней, боги превратили Прокну в соловья, Терея — в удода. Поэтому греки толковали соловьиную песнь как вечную жалобу Прокны по сыну. Что касается «ястреба», которого В. Иванов отождествил с Тереем, то это — некоторая вольность переводчика: в оригинале Прокна названа «несчастной супругой Терея, гонимой ястребом», т. е. соловью всегда приходится остерегаться нападения хищника. Ср. Гесиод, Труды и дни, ст. 202—212.

    69. ... лад ионийский... —

    70. Раню ланиты свои... — т. е. раздираю щеки в знак скорби.

    74. Кого люблю... — Данаиды имеют в виду аргивян, с которыми они связаны родством.

    75. ... из Воздушной Земли — из Египта. Происхождение этой характеристики было непонятно уже древним.

    81. ... чтоб грех свершился... — В оригинале δβρις:«гордыня, надменность, насилие».

    117. Апийские хо́лмы! — Аргосская земля (см. ниже, ст. 260).

    120. Сидон — город на финийском побережье (совр. Сайда), известный в древности производством тончайших тканей.

    141. Дай не знать мужа мне... — Причины, по которым Данаиды отвергают притязания Египтиадов, многократно обсуждались в специальной литературе. Существует мнение, что они являлись принципиальными мужененавистницами наподобие амазонок. Однако и амазонки допускали к себе мужчин для продолжения рода, а наставления, которые Данай дает дочерям в конце трагедии (см. ст. 998—1009) показывают, что и им не чуждо чувственное влечение. Поэтому надо предположить, что ненависть к Египтиадам переросла у Данаид в отвращение к браку вообще, которое будет ими преодолено после расправы с женихами-насильниками.

    148. Безмужняя... — Артемида была вечной девственницей, что не мешало ей быть покровительницей рожениц (ст. 676 сл.). Безмужней... гонимой — не творительный падеж, согласованный с «общницей», а дательный — «будь общницей мне, безмужней, и спасением мне, гонимой».

    158 сл. Т. е. в Аид, не отказывающий в приюте никому из смертных.

    208. Хотела бы я рядом... — Большинство современных издателей изменяют здесь порядок стихов иначе, чем В. Иванов. После реплики Даная «На нас да взглянет...» (210) помещают ст. 211 («По воле божьей...»), который отдают хору. Затем идут ст. 207 («Опасно медлить...»), 208 («Хотела бы я рядом...) и 209 («Зевс, да не будет жалость...»). Между ст. 208 и 209 постулируется лакуна в 1 стих, принадлежавший Данаю.

    214. ... сам он был изгнанником. — царю Адмету, у которого он служил надсмотрщиком за стадами. См. Еврипид, «Алкестида», ст. 1—9.

    220. Гермий (Гермес) — бог — покровитель путешественников, послов и сам выполняющий обязанности вестника, передающего волю богов.

    239. ... граждан-покровителей... не имея... — Имеются в виду так называемые проксены, берущие на себя защиту интересов чужестранцев в своем городе.

    242. т. е. богов, ограждающих город от бед.

    254—259. Я всей землей... правлю... — Владения легендарного Пеласга выходят далеко за пределы Аргоса и даже Пелопоннеса: река во Фракии (соврем. Струма); на запад от нее лежит Македония, на север от которой жили пеоны, а на юг — перебы; Пинд; на северо-западе от него расположена Додона — город с прорицалищем Зевса в Эпире; на запад от Додоны расположены горы, спускающиеся к Ионическому морю: «царства грань — волна морей».

    262. Навпакт — город на южном берегу Этолии, на границе Коринфского и Калидонского заливов.

    288. У граней эфиопских. —

    308. На Инахе — рукописное чтение: «населяющие область Нила». В этом случае надо отдать стих хору (Пеласг не может знать, как в Египте называют овода), а перед ним предположить лакуну — реплику Пеласга. Поскольку в рукописи, начиная со ст. 291 и кончая ст. 335, вообще нет обозначения действующих лиц, современные издатели в ряде случаев расходятся во мнениях, кому из говорящих — Пеласгу или предводительнице хора — принадлежат те или иные стихи.

    311. Каноб — город близ устья крайнего западного рукава дельты Нила; город в Египте, у начала нильской дельты. После этого стиха, как и после ст. 315 издатели постулируют лакуны в один стих, содержавшие ответные реплики Пеласга.

    442. Не повернуть нам... — Идущие после этого в оригинале девять стихов (443—451) в переводе Пиотровского перенесены в следующий монолог Пеласга и помещены между ст. 477 и 478. Притом, что ст. 443—451 вызывают у исследователей много затруднений и предложений по их перестановке, для переноса их целиком в другое место достаточных оснований нет.

    525. Тиран тиранов! — «Царь царей, самый блаженный из блаженных, все свершающая власть»...

    544. ... бродом морским... — Имеется в виду Геллеспонт, разделяющий Европу и Азию («рубеж вод»). Однако оригинал не дает основания называть этот глубоководный пролив бродом.

    —555. Фригией греки называли северо-западный угол М. Азии, Мисией — область, прилегающую к Фригии с востока. один из мифических мисийских царей. Южнее Мисии лежала Лидия, в северо-восточном углу Средиземного моря — Киликия, Памфилия. Края Киприды — скорее всего, Финикия с культом богини любви Астарты. Таким образом, Эсхил довольно точно определяет путь Ио после пересечения ею Геллеспонта.

    559 сл. ... Зевсовы пашни... — — великан, который олицетворял жаркий ветер, дующий из пустыни.

    604. Рук большинство... — В изображении Эсхила решение в пользу Данаид принимается не единолично царем, а общим голосованием аргивян в народном собрании (ср. ст. 365—369).

    682. Слезы родящий Арес... — Арес считался не только богом войны, но и источником всякого рода эпидемий (). Ср. Софокл «Царь Эдип», ст. 190—197.

    686. ... Ликийский бог — Аполлон. Это прозвище объясняют либо восточным происхождением бога (его мать Лето, будучи беременной, искала себе приюта в Ликии, на южном берегу Малой Азии), либо его функцией охраны стад от волков (по-греч.: λύχοι«волчьим».

    695. Аэды — «певцы», сочинители песен.

    716. Глядит глазами круглыми... — С обеих сторон корабельного носа древние греки часто изображали человеческий глаз.

    726. Уход Даная, оставляющего девушек перед лицом опасности, объясняется тем, что исполнявший его роль актер был нужен Эсхилу для выхода в роли египетского вестника. Второй стасим (776—835) давал актеру достаточно времени, чтобы сменить костюм и маску.

    825—835. Ой-ой-ой... — текст этой партии в оригинале очень испорчен, как, впрочем, и далее, до ст. 902. Перевод в целом ряде случаев сделан по догадке.

    К Сарпедоновой... отмели... — По объяснению схолиаста, имеется в виду мыс на побережье Киликии, против Кипра.

    919. Гостеприимца назовешь... — См. ст. 239 и примеч.

    949. ? — Т. е. войну с неопределенным исходом. Ни о какой прежней войне между аргивянами и египтянами до сих пор речи не было.

    952. ... не пивопийцами... — Упрек по адресу египтян, изготовлявших пиво из ячменя.

    953. ...с наперсницами милыми... —

    1020. Эрасин — река в Арголиде.

    1041. — дочь Ареса и Афродиты, олицетворяющая слияние мужской силы с женским обаянием.

    1052—1073. В рукописи нет никаких обозначений действующих лиц, и распределение реплик в переводах — по предложениям современных издателей.

    Раздел сайта: